Системы экономики. Понятие экономической системы Система с экономической точки зрения

Подписаться
Вступай в сообщество «hatewall.ru»!
ВКонтакте:

Экономическая система - это набор взаимосвязанных элементов, которые образуют общую экономическую структуру. Принято выделять 4 вида экономических структур: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика и смешанная экономика.

Традиционная экономика

Традиционная экономика базируется на натуральном производстве. Как правило, она имеет сильный сельскохозяйственный уклон. Традиционной экономике характерны клановость, узаконенное разделение на сословия, касты, закрытость от внешнего мира. В традиционной экономике сильны традиции и негласные законы. Развитие личности в традиционной экономике сильно ограничено и переход из одной социальной группы в другую, стоящую более высоко в социальной пирамиде, практически невозможен. Традиционная экономика нередко использует натуральный обмен вместо денег.

Развитие технологий в таком обществе происходит очень медленно. Сейчас практически не осталось стран, которые можно было бы отнести к странам с традиционной экономикой. Хотя в отдельных странах можно выделить изолированные общины, ведущие традиционный образ жизни, например, племена в Африке, ведущие образ жизни который мало отличается от того, что вели их далекие предки. Тем не менее, в любом современном обществе еще сохранились остатки традиций предков. К примеру, это может относиться к празднованию религиозных праздников, таких как Рождество. Кроме того, еще осталось разделение профессий на мужские и женские. Все эти обычаи так или иначе отражаются и на экономике: вспомните рождественские распродажи и возникающий вследствии этого резкое увеличение спроса.

Командная экономика

Командная экономика . Командная или плановая экономика характеризиется тем, что централизованно решает что, как, для кого и когда производить. Спрос на товары и услуги устанавливается исходя из статистических данных и планов руководства страны. Командной экономике характерна высокая концентрация производства и монополизм. Частная собственность на факторы производства практически исключена или существуют значительные преграды для развития частного бизнеса.

Кризис перепроизводства в условиях плановой экономики маловероятен. Более вероятным становится дефицит качественных товаров и услуг. Действительно, зачем строить рядом два магазина, когда можно обойтись и одним или зачем разрабатывать более совершенную технику, когда можно производить технику низкого качества - альтернативы же все равно нет. Из положительных моментов плановой экономики стоит выделить экономию ресурсов, прежде всего людских. Кроме того, плановой экономике характерна быстрая реакция на неожиданные угрозы - как экономические, так и военные (вспомните насколько быстро Советский Союз смог быстро эвакуировать свои заводы на восток страны, вряд ли при рыночной экономике такое возможно повторить).

Рыночная экономика

Рыночная экономика . Рыночная экономическая система в отличие от командной основана на преобладании частной собственности и свободного ценообразования на основе спроса и предложения. Государство не играет существенной роли в экономике, его роль ограничивается регулированием ситуации в экономике через законы. Государство только следит за тем чтобы соблюдались эти законы, а любые перекосы в экономике быстро ипраляются "невидимой рукой рынка".

Долгое время экономисты считали вмешательство государства в экономику вредным и утверждали, что рынок может регулировать сам себя без внешнего вмешательства. однако Великая депрессия опровергла это утверждение. Дело в том, что из кризиса можно было бы выйти лишь в том случае, если бы появился спрос на товары и услуги. А так как ни одна группа экономических субъектов не могла этот спрос сформировать, то спрос мог появиться только лишь со стороны государства. Вот почему во время кризисов государства начинают перевооружать свои армии - тем самым они формируют первичны спрос, который оживляет всю экономику и позволяет ей выйти из замкнутого круга.

Более подробно о правилах рыночной экономики вы узнаете из специальных вебинаров от форекс-брокера Gerchik & Co .

Смешанная экономика

Смешанная экономика . Сейчас практически не осталось стран с только лишь рыночной или командной, или традиционной экономикой. Любая современная экономика имеет элементы как рыночной, так и плановой экономики и, конечно же, в каждой стране есть остатки традиционной экономики.

В наиболее важных отраслях присутствуют элементы плановой экономики, например, это производство ядерного оружия - кто доверит производить такое страшное оружие частной компании? Потребительский сектор практически весь принадлежит частным компаниям, ведь они лучше могут определить спрос на свою продукцию, а также вовремя увидеть новые тенденции. Но некоторые товары могут быть произведены только лишь в условиях традиционной экономики - народные наряды, некоторые продукты питания и прочее, поэтому сохраняются и элементы традиционной экономики.

Введение…………………………………………………………………………...2

Глава 1. Теоретические основы экономической системы………………….…..4

1.1. Понятие экономической системы…………………………………………...4

1.2. Типы экономических систем………...………………………………………6

Глава 2. Модели экономических систем и их характеристика……………….15

2.1. Модели экономических систем: отличия, особенности, недостатки……15

2.2.Сравнительный анализ китайской и российской модели………………...29

Глава 3. Перспективы развития российской экономики…………………...…34

3.1 Основные черты современной экономики………………………………..34

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………………...41

ВВЕДЕНИЕ

Всякое общество является системой (экономической, политической, социальной и т. д.) и поэтому понять его можно только на основе системного изучения, предполагающего интеграцию различных научных школ и дисциплин в том числе и экономической теории .

Объектом экономической теории выступает хозяйственная жизнь общества – та сфера человеческой деятельности, которая является обязательным условием существования человека, самого бытия человека, его реализации в труде. Труд представляет собой субъективно-объективный процесс, явление осознанное и сознательно организованное в различных экономических системах. Поэтому проблема рационального управления хозяйственной жизнью общества на основе познания и использования экономических законов в реальной практике остается важнейшей на все времена.


Экономической системой называется установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта .

Вне системного характера экономики не могли бы воспроизводиться экономические отношения и институты, не могли бы существовать экономические закономерности , не могло бы сложиться теоретического осмысления экономических явлений и процессов, не могло бы быть скоординированной и эффективной экономической политики.

Экономическая система есть совокупность взаимосвязанных и определенным образом упорядоченных элементов экономики. .

Данные изложенные обстоятельства предопределили актуальность и выбор темы данной работы.

Целью настоящей работы является исследование моделей экономических систем.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

· изучить понятие экономической системы; рассмотреть отдельные типы экономических систем;

КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ – полученные предприятиями доходы – решало Министерство финансов;

ЧТО СТРОИТЬ – для развития производства – определял Государственный комитет по строительству;

СОЛЬКО ДЕНЕГ и на какие цели взять в банке – устанавливал один из отраслевых государственных банков ;

ЧТО ПРОДАТЬ за рубеж или купить там–решало Министерство внешней торговли .

Государство может командовать использованием экономических ресурсов только в том случае, если закон ограничивает право частного собственника на самостоятельное распоряжение принадлежащими ему ресурсами.

Если все ресурсы (факторы производства) объявляются общенародной собственностью, а реально ими полновластно распоряжаются государственные и партийные чиновники, то это влечет очень опасные экономические последствия. Доходы людей и фирм перестают зависеть от того, насколько удачно они используют ограниченные ресурсы, насколько результат их труда действительно нужен обществу. Важнее становятся другие критерии:

а) для предприятий – степень выполнения и перевыполнения плановых заданий по производству товаров. Именно за это руководителей предприятий награждали орденами и назначали министрами. Неважно, что эти товары могли быть совсем неинтересны покупателям, которые – будь у них свобода выбора – предпочли бы иные блага. Равным образом никого не волновало, что на изготовление этих товаров обычно тратилось непомерно много ресурсов, а сам товар оказывался слишком дорогим. Все равно покупатель, в конце концов, был вынужден приобретать, скажем, уродливый мебельный гарнитур или безумно громоздкий станок. У людей не имелось альтернативы – другой мебели не было, а приобретение такого станка прямо предписывалось предприятиям планом, и на это выделялись деньги;

Структура экономики стран с традиционными системами является многоукладной. Доминирующее положение занимает мелкое товарное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Сохраняется и замкнутое натуральное производство.

Административно-командная система (АКС) ведет свое историческое происхождение от азиатского способа производства, который был широко распространен на ранних этапах развития человечества. Ввиду того, что он существовал не только в государствах Азии (Китай, Индия, Египет), но и на других континентах (например, государства инков, ацтеков, майя), правильнее его называть государственным способом производства. Такие черты современной АКС, как централизация в руках единого экономического центра подавляющей части производственных ресурсов и прибавочного продукта, организация и финансирование им огромных строек, принудительный характер труда, антидемократическое устройство общества, наличие огромного бюрократического и репрессивного аппарата, прямо унаследованы от государственного способа производства прошлых эпох.

Наиболее последовательно все признаки АКС в XX столетии сформулировались в СССР. Их впоследствии он настойчиво насаждал и в других социалистических странах. Основные черты АКС:

На протяжении 70 лет в нынешнем столетии проходил никем сознательно не планировавшийся общемировой социально-экономический эксперимент - параллельное функционирование и сравнение двух общественных систем, базирующихся на противоположных формах собственности и механизмах координации хозяйственной деятельности. После второй мировой войны этот эксперимент продолжился в более «чистых» условиях, когда эти системы начали формироваться при равных исходных потенциалах одной страны, расколовшейся на два государства (Германия, Корея). Сравнение результатов развития двух групп государств с различной социально-экономической ориентацией убедительно доказало преимущество экономических систем, базирующихся на частной собственности, свободном предпринимательстве и рыночном механизме регуляции производства, по сравнению с административно-командными системами.

Некоторые исследователи называют в качестве достоинства способность стран с АКС мобилизовать в сжатые сроки ресурсы и сконцентрировать их в руках государства для достижения поставленных целей, особенно в экстремальных условиях. В качестве аргумента этого положения обычно используют невиданные в истории темпы индустриализации СССР, быстрое наращивание военной продукции в годы Великой Отечественной войны или достижение военного паритета с США в 60-70-е годы. Но не следует забывать, что, во-первых, в основе этих прорывов лежали не только экономические факторы, но и великая идея, объединившая народ (вера в социализм или защита страны), и, во-вторы-х, учитывать ту цену, которую платит народ за этот рывок, и соизмерять ее с результатом. Косвенным показателем этой цены являются следующие данные: по расчетам ООН, СССР в 1985 году по производству ВВП на душу населения занимал 68-е место в мире, а по среднедушевому потреблению - 77-е место. По сравнению с США средне-душевое потребление в СССР составляло всего 25,8% .

Крах АКС в конце 80-х годов явился закономерным результатом ее нежизнеспособности в результате отсутствия внутренних побудительных мотивов к эффективному использованию ресурсов, освоению достижений НТП, повышению качества продукции, а следовательно, и неспособности ее обеспечить рост уровня и качество жизни населения.

Рыночная система является в настоящее время преобладающей формой организации общественного производства в странах с высоким и средним уровнем развития экономики. Прародительницей рыночной экономики является античный способ производства, где впервые системно сформировалась частная собственность на средства производства и продукты труда, децентрализованное семейное хозяйство и рыночная форма связи между производителями и потребителями .

В чистом виде рыночная система имеет следующие черты:

Собственность на факторы производства распылена среди многих независимых субъектов, каждый из которых самостоятельно принимает решение о том, что, как и сколько ему производить, чтобы получить максимум дохода;

Разрозненные решения многих миллионов людей, каждый из которых заботится лишь о своей выгоде, не только не ведут к хаосу, а стихийно формируют механизм для неосознанной координации деятельности хозяйствующих субъектов через систему цен и рынков. Производители и потребители, продавцы и покупатели выступают как равноправные партнеры, оказывающие давление друг на друга вследствие противоположности своих интересов. При обмене товаров они вынуждены идти на взаимные уступки, уравновешивая свои интересы при определении уровня цены. Каждый акт купли-продажи является своеобразным договором партнеров, свидетельствующим о достижении паритета их интересов. Поэтому рыночную систему называют еще договорной. Таким образом, конкурентная борьба многих независимых субъектов не дает возможности извлечь одностороннюю выгоду и принуждает их более полно учитывать потребности друг друга, что обеспечивает связь частных и общественных интересов;

Необходимую для принятия решения информацию участники рыночной экономики получают через цены, с которыми производители сравнивают свои издержки производства и определяют размер прибыли, а потребители, исходя из своих доходен, решают, сколько они купят различных товаров. Суммируясь, эти решения и формируют спрос и предложение товаров, стремление к их уравновешиванию через "изменение цены. Следовательно, рыночный механизм регулирования общественного производства - это механизм свободного ценообразования или, точнее, это взаимосвязанное непрерывное движение объемов спроса , предложения и цен .

Рыночная система обладает неоспоримыми преимуществами по сравнению с АКС, к числу ее достоинств следует отнести: 1) наличие внутренних мотивационных стимулов хозяйственной активности всех субъектов, что обеспечивает саморазвитие и динамичность экономики ; 2) высокая адаптивная способность к меняющимся условиям, к восстановлению нарушенного равновесия; 3) хорошая восприимчивость к НТП, что обеспечивает рост производительности труда, снижение издержек производства, непрерывное повышение эффективности производства;

4) нацеленность производства на потребителя, на более полный учет и удовлетворение его потребностей путем повышения качества и дифференциации продуктов и услуг.

Однако рыночный механизм, обеспечивающий экономический прогресс, не представляет собой сплошную идиллию. Это безличный, а следовательно, бездушный и весьма жесткий механизм, он ставит перед каждым человеком высокие требования, и только соответствие практических действий этим требованиям позволяет достичь поставленных целей. Он как бы предоставляет всем равные возможности проявить свои способности и предприимчивость, но результат всецело будет зависеть от того,- как каждый сумеет воспользоваться этими возможностями. Отражением этих субъективных процессов в общественном сознании является сформировавшееся в западных странах отрицательное и осуждающее отношение к бездеятельной бедности.

Обладая значительными преимуществами перед другими системами, рыночная экономика имеет ряд существенных недостатков: 1) самопроизвольное затухание конкурентной борьбы в результате концентрации производства и возникновения тенденций к его монополизации; 2) рыночный механизм образования доходов не является всеобщим и единственным даже при его идеальном состоянии, он распространяется только на владельцев материальных факторов и трудоспособных членов общества, а доходы всех групп нетрудоспособного населения (несовершеннолетних, престарелых, инвалидов, безработных, больных) образуются нерыночным способом; 3) значительное неравенство в распределении доходов, не связанное с различиями в способностях или трудовых усилиях людей. Речь идет о неравенстве, обусловленном различиями в имущественном положении классов и прослоек населения, что вызывает социальные конфликты; 4) циклическое развитие рыночной экономики, периодически возникающие кризисы, в ходе которых наблюдается недогрузка производственных мощностей и Массовая безработица ; 5) рыночный механизм очень эффективен при решении краткосрочных проектов, обещающих получение высоких доходов, но на его основе невозможно развивать долгосрочные и капиталоемкие программы по развитию инфраструктуры, фундаментальных научных исследований, охране окружающей среды. .

Указанные недостатки свидетельствуют о том, что рыночная экономика не является идеальной системой. Но высокоразвитые страны уже накопили богатый опыт смягчения ее отрицательных сторон с помощью государственного вмешательства в экономические процессы.

Модель экономики США

Модель экономики США характеризуется такими принципиальными чертами, как глобализация бизнеса и информационная революция. Глобализация бизнеса означает интеграцию страны и ее хозяйствующих субъектов в мировую экономику. Уже сейчас свыше половины доходов крупных американских корпораций создается за рубежом: огромное значение приобрел процесс развития внешней торговли и иностранного инвестирования. В свою очередь США также получают передовые зарубежные инвестиционные товары и технологии; в стране действуют многочисленные филиалы и дочерние компании европейских и японских фирм. Если в конце 1970-х гг. внешней торговлей было связано около 17% экономики США, то к концу 1990-х годов американская экономика уже на четверть зависит от экспорта. Сильные внешнеполитические позиции США, лидерство американской модели развития экономики определяют лидерство США в процессе глобализации. Ни одна другая страна мира пока не в состоянии противопоставить более успешную модель роста. США получают преимущества даже оттого, что прежние экономические теории во все времена считались недопустимыми .

9. понимание своего места;

10. желание учиться.

Для Японии характерен длительный рабочий день. В среднем мужчина проводит на работе 57,7 часа в неделю, больше американцев и западноевропейцев на 10 часов .

В компаниях не отмечаются резкие разрывы в оплате. После вычета налогов средний оклад директора-распорядителя примерно в 10 раз превышает заработок самого низкооплачиваемого работника, тогда как в США - в среднем в 100 раз .

Своеобразное положение в трудовых отношениях занимает женская рабочая сила. Руководство многих компаний рассматривает женский персонал как сугубо "расходный материал". В неблагоприятных экономических условиях именно эта категория работников первой попадает под сокращение. В государственной статистике женщины проходят как домохозяйки, поэтому, когда они теряют работу, их не включают в число безработных. Данный незамысловатый прием позволяет удерживать официальные показатели безработицы на низком уровне. Средний уровень оплаты японских женщин в два раза ниже, чем мужчин. Однако японские женщины сумели совместить семью и карьеру, вследствие чего разводы в Японии очень редки.

На социокультурных традициях базируется система образования, подготовки и переподготовки кадров. По этому Японии больше учёных, чем во всей Европе.

Благодаря принятию всех этих принципов и ценностей в начале 50-х годов, в разрушенной и ослабленной Японии начался быстрый экономический рост, по уровню которого она обогнала все капиталистические страны. Ускорению роста способствовало:

Во-первых, широкое обновление изношенного и устаревшего заводского оборудования. Теперь в Японии 2/3 оборудования - новейшее из достижений НТП. Страна расширяет собственные научно-технические исследования .

Во-вторых, одним из решающих факторов стала жесточайшая эксплуатация рабочего класса.

В-третьих, государственно-монополистический капитализм всемерно способствовал перестройке японской промышленности: государство приняло на себя значительную часть расходов по реконструкции и новому строительству предприятий, предоставила монополиям налоговые льготы и широкий кредит.

В-четвёртых, когда расходы на армию были малы, государство имело возможность вкладывать деньги в промышленность, но под давлением реакционных сил Японии пришлось возрождать военно-промышленный комплекс, что привело к оттоку средств из хозяйства.

Сейчас промышленность Японии специализируется на переработке импортного сырья и разработке высоких технологий.

Шведская модель экономики

Термин “шведская модель” возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов, когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости оттого, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления. Другая характерная черта послевоенной Швеции - специфика отношений между трудом и капиталом на рынке труда. .

На протяжении многих десятилетий важной частью шведской действительности была централизованная система переговоров о заключении коллективных договоров в области заработной платы с участием мощных организаций профсоюзов и предпринимателей в качестве главных действующих лиц, причем политика профсоюзов основывалась на принципах солидарности между различными группами трудящихся.

Еще один способ определения шведской модели исходит из того, что в шведской политике явно выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов, что и определяет методы экономической политики.

Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор (при этом имеется в виду прежде всего сфера перераспределения, а не государственная собственность) рассматриваются как результаты этой политики.

Наконец, в самом широком смысле шведская модель - это весь комплекс социально-экономических и политических реалий в стране с ее высоким уровнем жизни и широким масштабом социальной политики. Таким образом, понятие “шведская модель” не имеет однозначного толкования.

Основными целями модели, как уже отмечалось, в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Их доминирование может быть объяснено уникальной силой шведского рабочего движения. Более полувека – с 1932 г. (за исключением гг.) - у власти находится Социал-демократическая партия Швеции (СДРПШ). В течение десятилетий с СДРПШ тесно сотрудничает Центральное объединение профсоюзов Швеции, что усиливает реформистское рабочее движение в стране. Швеция отличается от других стран принятием полной занятости в качестве главной и неизменной цели экономической политики, а шведский народ в целом - активный ее сторонник. Стремление к равенству сильно развито в Швеции. Когда лидер социал-демократов Пер Альбин Ханссон в 1928 г. выдвинул концепцию Швеции как “дома народа”, где говорилось об общности интересов нации в создании общего дома, большие группы населения вне рабочего движения смогли принять его взгляды. В Швеции социал-демократические идеи привлекают значительную часть средних слоев . .

К числу специфических факторов, присущих именно Швеции, надо отнести неизменный внешнеполитический нейтралитет с 1814г., неучастие в обеих мировых войнах, рекордное по продолжительности пребывание у власти Социал-демократической рабочей партии, исторические традиции мирных способов перехода к новым формациям, в частности от феодализма к капитализму, длительные благоприятные и стабильные условия развития экономики, доминирование реформизма в рабочем движении, утвердившем эти принципы в своих отношениях с капиталом (их символом стали соглашения между руководством профсоюзов и предпринимателями в Сальтшебадене в 1938 г.), поиск компромиссов на основе учета интересов различных сторон.

На экономическое развитие определенное влияние оказали культура и исторические предпосылки. Неотъемлемой частью шведских традиций является предпринимательство. Еще со времен викингов в Швеции известны предприятия по производству оружия и драгоценностей. Первая в мире компания - “Струра Коппарберг” (основанная более 700 лет назад) появилась в Швеции и до сих пор входит в дюжину крупнейших экспортеров страны.

Успешное функционирование экономической системы зависит от динамики цен, конкурентоспособности шведской промышленности и экономического роста. В частности, инфляция - угроза как равенству, так и конкурентоспособности шведской экономики. Следовательно, должны использоваться такие методы поддержания полной занятости, которые не приводят к инфляции и отрицательному воздействию на экономику. Как показала практика, дилемма между безработицей и инфляцией явилась ахиллесовой пятой шведской модели .

С середины 70-х годов в связи с обострением конкурентной борьбы на внешних рынках и глубоким экономическим кризисом положение страны заметно осложнилось, и шведская модель стала давать осечку. В частности некоторые отрасли промышленности, попавшие в глубокий структурный кризис, стали получать государственную помощь, причем в очень большом масштабе. Но, не смотря на мрачные прогнозы многих экономистов, Швеция смогла выйти из кризиса. Продолжающийся с 1983 г. непрерывный экономический подъем показал, что шведская модель смогла приспособиться к изменившимся условиям и показала свою жизнеспособность.

Шведская модель исходит из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность предприятия, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Смысл состоит в максимальном росте производства частного сектора и как можно большем перераспределении государством части прибыли через налоговую систему и государственный сектор для повышения жизненного уровня населения, но без воздействия на основы производства. При этом упор делается на инфраструктурные элементы и коллективные денежные фонды . Это привело к очень большой роли государства в Швеции в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода через налоги и государственные расходы , достигшие рекордных уровней. В реформистской идеологии такая деятельность получила название “функциональный социализм”.

2.2 Сравнительный анализ китайской и российской моделей

Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений – это настоятельная необходимость, диктуемая китайско-российскими отношениями стратегического партнерства в политической сфере. Достигнутый в 2006 г. уровень экспортно-импортных операций, который составил 2% от общего объема китайской внешней торговли, не только не идет ни в какое сравнение с боле чем 50% в 50-е годы, но и не достигает уровня, которого требует руководство обеих стран, - 5%. Если положение не изменится, то появится опасность возникновения "пустотелости" отношений стратегического партнерства. Китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество охватывает не только торговлю, оно должно включать и другие области, дополненные научно-техническим сотрудничеством. Только так можно достичь требуемого уровня - не ниже 5% в общем объеме китайской внешней торговли. В противном случае нельзя будет говорить об устойчивых и прочных отношениях стратегического партнерства между двумя странами в политической области, а также о дальнейшем их развитии и укреплении.
Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений - это настоятельная необходимость, диктуемая в экономической области отношениями стратегического сотрудничества и партнерства, исходящими из условий взаимной выгоды и взаимной дополняемости. Географическое положение и очень значительная дополняемость в производстве стали теми естественными преимуществами) на основе которых могут строиться стратегические отношения взаимной выгоды и взаимодополняемости в экономике.
Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений настоятельно необходимо для защиты экономической безопасности Китая и России. Современные социально-экономические процессы предполагают объединить усилия двух стран для совместного освоения нефтяных и лесных ресурсов и поставить эту задачу в число важнейших для правительств обеих стран, чтобы обеспечить постоянный рост валютных поступлений России и удовлетворить неуклонно растущие потребности Китая в нефти и лесе.
Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений настоятельно необходимо для защиты экономической безопасности Китая и России. Экономической безопасности России угрожают нехватка валюты и пассивный баланс экспортно-импортных операций, экономической безопасности Китая угрожает нехватка нефти, леса и природного газа. Отсюда вытекает необходимость усиления экономического и торгового сотрудничества между двумя странами. Россия может обращать в валюту свои природные богатства, а Китай обменивать на сырье свои финансовые и людские ресурсы.
Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений необходимо для реорганизации отраслевой структуры в Китае и России. В стратегии развития России выдвигается мысль об ускорении освоения восточных регионов и превращении их в новую базу подъема российской экономики. Это представляет редкую возможность для отраслевой реструктуризации и широкомасштабного развития экономики и торговли двух стран.
Китай нуждается в производимом в России оборудовании и продукции обрабатывающей промышленности в области военной, космической,. авиационной и судостроительной отраслей. Радует, что Китай и Россия договорились о создании двух центров научно-технического сотрудничества в провинции Шаньдун (город Яньтай) и провинции Хэйлунцзян (город Харбин). Предлагается в ходе совместного сотрудничества на основе высоких технологий производить самолеты гражданского и военного назначения, косметические летательные аппараты и военное оборудование, газовые турбины и другое крупное оборудование гражданского назначения. Сотрудничество может быть осуществлено на таких условиях: Россия выделяет в качестве своей доли технику и технологии, а Китай предлагает денежные средства, рынок для совместного освоения и совместного производства.
Совместное освоение запасов нефти и газа в России
Речь идет об ускоренном освоении богатейших запасов нефти и газа в России, прокладке трубопроводов для поставки нефти и газа в Китай за счет предоставляемых Китаем капиталов и рабочей силы. При таком варианте в ближайшие 10 лет Китай смог бы получать ежегодно 50 млн. тонн сырой нефти и 10 млрд. кубометров природного газа, а Россия - более 10 млрд. ам. долл. или товаров на эту сумму.
Совместное освоение лесных ресурсов России
Россия обладает одной четвертой всех мировых запасов древесины, производит ежегодно древесины в 2 раза больше Китая. После принятия программы охраны природных лесонасаждений Китай сократил производство древесины, а потребность в ней растет. Предлагается, чтобы Россия увеличила свое производство и экспорт древесины в Китай с нынешних нескольких миллионов кубометров до нескольких десятков миллионов кубометров в год, увеличив тем самым свои валютные поступления до 10 млрд. ам. долл. Для удовлетворения этих потребностей Россия ежегодно будет расходовать только часть естественного прироста леса, это никак не повлияет на экологию. С другой стороны, в Китае только на Северо-Востоке имеется несколько сот тысяч свободных лесорубов.
Совместное освоение земельных ресурсов
Россия занимает первое в мире место по территории, а по размеру пахотной земли на душу населения превышает Китай в 10 раз. Однако вследствие влияния таких факторов, как нехватка рабочей силы в сельском хозяйстве , недостатки механизма управления и использования научных достижений в производстве ощущается нехватка продукции сельского хозяйства, на ее импорт приходится тратить валюту. В Китае же, где отмечается наименьшая в мире площадь на душу населения и огромный избыток рабочей силы, наработана достаточно передовая технология сельскохозяйственного производства. Население России за последние 10 лет сократилось более чем на 6 млн. чел., одна только Сибирь испытывает острую потребность в рабочей силы - около 5 млн. человек. В этой ситуации выходом из положения могло бы быть использование качественной, дешевой и многочисленной китайской рабочей силы ля участия в освоении обширных районов восточной части России, особенно в форме подряда на обработку земли для выращивания зерновых, овощей, фруктов, а также в животноводстве. Если бы Китай экспортировал 1 млн. человек рабочей силы, то это было бы менее 1% населения России, но обеспечило бы обработку около 10% пахотных земель, с которых можно получить продукции на 10 млрд. ам. долл. Китай и Россия занимают 1/6 территории земного шара, их население составляет 1/5 населения планеты. Фактически подобное сотрудничество в настоящее время непрерывно расширяется в пограничных районах. Если бы его можно было поднять на государственный уровень, то это стало бы мощным стимулом для ускорения развития экономики обеих стран.
Совместное создание районов свободной торговли, торговых зон взаимных рынков и районов совместного освоения
Условия для этого развития прекрасны. Они обеспечиваются большой протяженностью наших границ, многочисленными пунктами пропуска на границе и огромными потенциальными возможностями торговли. В самое ближайшее время необходимо решить ряд вопросов: в приграничных районах, особенно там, где имеются парные пункты пропуска и удобные пути сообщения, организовать зоны свободной торговли , торговые зоны взаимных рынков, районы экономического освоения. Сюда относится и спорная территория - участок площадью в 400 кв. км на островах Б. Уссурийский и Тарабарова, которую можно было бы, отложив споры, совместно использовать для создания особой торговой зоны или свободного порта. Таким образом, Китай и Россия могли бы избежать налогообложения или сократить налогообложение при проведении экспортно-импортных операций, чтобы расширить масштабы торгово-экономической деятельности.

ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

3.1. Экономика России. Основные черты российской экономики

Россия подверглась существенным экономическим изменениям со времен развала Советского Союза и развивалась последние 20 лет по пути от глобально изолированной, централизованно планируемой экономики к рыночной, глобально интегрированной экономической системе. В ходе экономических реформ в 1990-ых было приватизировано большинство промышленных предприятий. Между тем, защита прав собственности в России все еще слаба, и частный сектор подвергается значительному вмешательству со стороны государства .

Перемены начала 1990-х годов не могли не сказаться на экономике страны, в следствие чего ВВП России на протяжении более чем 5 лет постоянно снижался. После распада СССР, первый незначительный экономический рост в России произошел только в 1997 году. В 1997 году, однако, начался азиатский финансовый кризис, который отрицательно сказался на российской экономике. Это привело к тому, что в 1998 году Правительство России не смогло в полной мере обеспечить выплату по долгам, а последовавшее за этим резкое падение курса рубля значительно снизило и без того низкий уровень жизни простых граждан. Таким образом, 1998 год остался в истории как год кризиса и большого оттока капиталов из страны .

Несмотря на столь значительный спад, уже в 1999 году российская экономика начала восстанавливаться. Главным стимулом экономического роста стал очень низкий курс рубля по отношению к ведущим мировым валютам, что очень положительно сказалось на производстве внутри страны и экспорте. Затем для страны наступила эра стабильного экономического роста. Стабильный экономический рост в последние годы стал возможен, в первую очередь, благодаря высоким ценам на нефть, в сочетании со структурными реформами, проведенными Правительством России в годах. Рост ВВП стал причиной роста уверенности деловых кругов и простых потребителей в более благоприятном экономическом будущем России, в следствие чего, существенно увеличился приток иностранных инвестиций в экономику и практически прекратился отток капитала из страны .

Российская промышленность прежде всего расколота между производителями конкурентоспособных на мировых рынках товаров - в 2009 году Россия была самым большим в мире экспортером природного газа, вторым по величине экспортером нефти, и третьим крупнейшим экспортером стали и первичного алюминия - и другими менее конкурентоспособными отраслями тяжелой промышленности, которые остаются в зависимости от российского внутреннего рынка. Эта зависимость от экспорта сырья делает Россию уязвимой от мировых экономических кризисов и очень изменчивых мировых цен на сырьевые товары. Правительство России с 2007 года приняло экономическую программу для уменьшения этой зависимости и создания высокотехнологичного сектора, однако результатами реализации данной программы похвастаться до сих пор нельзя.
Экономика России росла в среднем на 7% в год, начиная с 1998 года, что привело к удвоению реальных совокупных чистых доходов граждан и появлению среднего класса. Однако в гг. экономика России снова оказалась не готова к воздействию мирового экономического кризиса, поскольку цены на нефть резко упали, а иностранные инвестиции в экономику значительно снизились. Центральный банк России потратил тогда одну треть золото-валютных резервов (всего около $600 миллиардов), чтобы замедлить девальвацию рубля. Правительство также потратило около $200 миллиардов для реализации плана спасения экономики, чтобы увеличить ликвидность в банковском секторе и поддержать отечественные компании, неспособные вернуть крупные внешние долги .
Спад экономической активности был преодолен в середине 2009 года и экономика России начала расти в первом квартале 2010 года. Однако, сильная засуха и пожары в центральной России уменьшили объем производства сельскохозяйственной продукции, что вызвало запрет на экспорт зерна и замедление темпов роста в других секторах, таких как производство и розничная продажа .

Высокие цены на нефть поддерживали рост российской экономики в первом квартале 2011 года и помогли помочь России уменьшить бюджетный дефицит , унаследованный от кризиса 2008-09 гг., но инфляция и увеличенные правительственные расходы ограничили положительное воздействие нефтяных доходов .

Долгосрочные проблемы России включают сокращение рабочей силы, высокий уровень коррупции, трудности в получении доступа к капиталу для малого бизнеса и неэнергетических компаний и бедную инфраструктуру, нуждающуюся в больших инвестициях .

3.2. Перспективы развития экономики России

ВВП России в 2012 году увеличится на 3,5 процента против 4,2 процента в 2011 году. Такая оценка содержится в прогнозе социально-экономического развития на годы, подготовленном Минэкономразвития РФ .

В 2013 году рост ВВП вновь ожидают на уровне 4,2 процента, в 2014 году - 4,6 процента, заявил замглавы министерства Андрей Клепач. Оценки роста ВВП на годы снижены по сравнению с теми, которые заложены в утвержденном прогнозе на годы (3,9 и 4,5 процента соответственно), - сообщает «Интерфакс» .

Среднегодовая цена на нефть в прогнозе на годы заложена на уровне 93 долларов, 95 долларов, 97,3 доллара по сравнению с 105 долларами в 2011 году. Клепач заявил ранее, что цена на нефть, по оценке Минэкономразвития, будет выше 100 долларов и в годах, но базовый прогноз основан на более низкой, консервативной оценке.
Среднегодовой курс доллара будет стабилен и составит 27,9 рубля за 1 доллар в годах и 28 рублей в 2014 году по сравнению с 28,4 рубля в 2011 году .

Рост промпроизводства на годы заложен в прогнозе на уровне 3,5, 4 и 4,2 процента соответственно (в 2011 году - 5,4 процента), рост оборота розничной торговли - 4,5, 5,3 и 6 процентов (3,8 процента), рост реальных доходов населения - 4, 4,4 и 5 процентов (3,8 процента).
Экспорт в 2012 году снизится с 503,8 млрд. долларов в 2011 году до 494,4 млрд. долларов, в 2013 году вырастет до 512,3 млрд. долларов, в 2014 году - до 536,5 млрд. долларов. Импорт при этом будет поступательно расти - с 308,7 млрд. долларов в 2011 году до 352,4 млрд. долларов, 396 млрд. долларов и 444,6 млрд. долларов в годах соответственно.
Прогноз по инфляции оставлен без изменений: 5-6 процента в 2012 году, 4,5-5,5 процента в 2013 году и 4-5 процента в 2014 году по сравнению с 7-7,5 процента в 2011 году .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Поняв суть системы, можно понять и многие закономерности хозяйственной жизни.

Для становления Российского государства необходима централизованная власть, способная контролировать и корректировать деятельность любых институтов. Особенно вредны рыночные механизмы в сферах, касающихся именно человеческих, социальных факторов жизнедеятельности общества в целом.

Ни одна система в чистом виде не способна ответить всем потребностям общества. И лишь правильное сочетание в особых пропорциях нескольких экономических механизмов может максимально приблизить к выполнению основных экономических задач .

В России в последние годы начали осуществляться экономические реформы, связанные с переходом к рыночным отношениям.

Однако в настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики эпохи свободной конкуренции и современной рыночной системы.

Назвать существующие в России имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть и эклектической) можно только условно.

Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в хозяйственной жизни России все находится в движении, имеет переходный характер.

Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная (от командно-административной к современной рыночной) экономика может быть названа системой.

Окончательный выбор конкретной модели переходной системы и тем более модели современной рыночной экономики в России будет, в конечном счете, определяться соотношением политических сил в стране, характером проводимых преобразований, масштабами и эффективной поддержки реформ международным сообществом, а также историческими традициями.

Совокупность экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем экономических отношений и организационных форм, представляет собой экономическую систему этого общества. Непременной принадлежностью экономических систем являются компоненты, части, то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна. Компонентов экономической системы очень много и данная характеристика системы имеет решающее значение при сравнительном анализе различных систем.

Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в валютной системе или сети коммерческих банков . Хотя проблема и остается дискуссионной, этот признак является решающей при классификации экономических систем.

Структура системы, совместимость входящих в нее элементов также определяет сущность экономической системы. Система устойчива и функционирует эффективно при совместимости частей взаимодействие которых обеспечивает развитие системы. Этот признак имеет особое значение для разработки проблем трансформации экономических систем. Разрушение основного элемента системы приводит к разрушению прежней системы, а не основных элементов – к постепенному преобразованию (шоковая терапия или градуализм при проведении реформ).

Важнейший признак сложной системы имеет внутреннюю структуру взаимосвязанных элементов ее целенаправленность, ее стремление достичь определенной цели. Вместе со средствами достижения цели – этот признак составляет функциональный аспект системы. Отсюда следует, что трансформация экономической системы – не самоцель, а средство решения определенной целевой функции.

Система функционирует во внешней по отношению к ней среде, с которой связана множеством коммуникации. Целевая направленность системе передается из системы более высокого порядка. По отношению к экономической системе это означает, что данное общество ставит перед ней определенные цели и в зависимости от этого оценивает данную систему посредством определенного набора показателей.

И, наконец, есть управленческий аспект системы, без которого система не может целенаправленно развиваться. Независимо от того, объективны или субъективны управленческие решения, сама системность предполагает наличие этого атрибута.

В заключение отметим, что при сознательной трансформации экономической системы главным условием недопущения окончательного ее распада является "плавное" изъятие "лишних" элементов и введение новых; чтобы дать возможность им адаптироваться в новой среде и избежать несовместимости элементов в данной конкретной экономической системе.

Данная работа скачена с сайта http://www. ***** ID работы: 32340

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ :

1. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономикаN 4-5. - С.274-287.

2. Волошина и финансовые методы стиму­лирования процесса внутреннего накопления // Финансы - 2009 -№4.

3. "Государственное регулирование и контроль цен в капиталистических странах". М.: "Финансы и статистика", 2009.

4. Государственное регулирование в экономике (некоторые аспекты теории и мировой опыт) // Проблемы теории и практики управления

5. Лекомцев проекты стратегический курс России, путь к новому качеству жизни россиян. Журнал Деньги от 15 декабря 2010 года

6. . Экономика. Базовый курс:. – 7-е изд. – М.: Вита-Пресс, 2007. – 272с.:ил.

7. "Роль государства в современной экономической системе", Вопросы экономики, N 11, 2008.

8. Поляка - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- С. 482.

9. Сергиенко долгосрочного экономи­ческого роста // Финансы-2010-№12.

10. - П. Самуэльсон. О государственном регулирова­нии экономики // Экономист. - М№ 7. - С.

12. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. . - М: Финансы и статистика, 2002. - С. , 1045.

13. Финансы. Учебник. Издание второе, переработанное и до­полненное / Под. ред. проф. . - М.: Вел-би», 2008.

14. Финансы: Учебник / Под ред. . - М.: Финан­сы и статистика, 2009.

15. Финансы: Учебник/ Под. ред. , ­ной. -М.: Финансы и статистика, 2004.

16. Финансы: Учебное пособие. - М.: Издательский Дом «Со­циальные отношение». 2003.

17. Экономическая теория: учебник/под ред. – 2-е изд., перераб. и доп. – М: Издательство Юрайт: Высшее образование, 2010. – 515с – (Университеты России).

18. Выступление Президента Российской Путина по поводу приоритетных национальных проектов. www. national. *****

19. Для российской экономики годы будут переломными. Российское агентство международной информации. От 30 декабря 2005 года. www. *****

20. Основные направления единой государственной денежно - кредитной политики на 2006 год /Деньги и кредит г.

Данная работа скачена с сайта http://www. ***** ID работы: 32340

Принято выделять следующие основные типы экономических систем : традиционную, административно-командную, рыночную и смешанную.

Экономические системы возникли при решении экономических проблем, связанных с распределением ограниченных ресурсов и наличием альтернативных издержек. Иными словами, перефразируя понятие, экономическая система – это способ, по которому формируется хозяйственная жизнь в стране, обществе; способ, по которому принимаются решения о том ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить.

В основе наиболее популярной классификации хозяйственных систем лежат принцип деления по двум основным признакам, а именно:

  • Форма собственности на средства производства
  • Способ координации и управления хозяйственной деятельностью в стране

Таким образом, исходя из данных критериев, мы можем установить некоторое деление и выделить несколько типов экономических систем, каждому из которых отведено определенное место в структуре реальных экономических отношений, происходящих в той или иной стране мира.

4 основных типа экономических систем

Произведенное на основании вышеуказанных критериев деление позволило определиться с четырьмя видами хозяйственных систем:

Традиционная — практика использования редких ресурсов обусловлена сложившимися в обществе традициями и обычаями. Характеризуется на широком применении ручного труда в производстве, а орудия труда, применимые совместно с ручной силой, малопроизводительны, в их основе лежат устаревшие по меркам развитых стран технологии. Распространена подобная система в странах третьего мира со слаборазвитой экономикой.

Вопрос о том, «КАК, ЧТО и ДЛЯ КОГО?» производить, в традиционной экономике решается на основе традиций, передаваемых из поколения в поколение.

Капиталистический тип экономической системы (или чистый капитализм) характеризуется в первую очередь частной собственностью на ресурсы и средства производства, регулированием и управлением системой экономических отношений посредством рыночного распределения и соответствующей продукции с установлением оптимальных (рыночных) цен, обеспечивающих необходимый баланс спроса и предложения. Богатство в обществе в таком случае распределяется крайне неравномерно, а основными экономическими субъектами являются автономные производители и потребители материальных и нематериальных благ. Роль государства в экономических отношениях очень низка. Здесь нет единого центра экономической власти, но регулятором подобной формы организации экономических отношений выступает система рынков, в которой каждый из субъектов стремиться извлечь собственную, индивидуальную выгоду, но не коллективную. Производство осуществляется лишь по наиболее выгодным, максимально рентабельным направлениям, а потому некоторые категории благ (их еще называют общественными) могут оставаться невостребованными у производителя, в силу своей малой прибыльности и иных факторов, несмотря на наличие спроса со стороны общества.

Таким образом, достоинствами данной формы организации хозяйственной жизни являются:

  • Наиболее эффективное распределение ресурсов в соответствии с рыночными механизмами (так называемая «невидимая рука рынка»)
  • Свобода в выборе направления для предпринимательской деятельности
  • Непременное повышение качества товаров и услуг в условия конкурентной борьбы
  • Появление новых продуктов на рынке и одновременно стимулирование научно-технического прогресса.

Недостатками же являются:

  • Крайне неравномерное распределение доходов в обществе
  • Ориентированность производителя на платежеспособного клиента
  • и безработица, нестабильность развития экономики (возможность , и т.д.), как следствие – социальная нестабильность
  • Недостаток в финансировании сферы образования
  • Возможное снижение конкуренции вследствие создания монополий
  • Отрицательное влияние производства на экологию, значительное потребление природных ресурсов.

Командная экономика

Представленный выше чистый капитализм имеет свой антипод (противоположность) в лице централизованной (командно-административной) системы, характеризуемой государственной собственностью на все материальные ресурсы и принятием важных экономических решений посредством коллективных совещаний и централизованного экономического планирования. Иными словами, средства производства (земля, капитал) сосредоточены в руках государства – ведущего экономического субъекта, а о экономической власти можно говорить как о централизованной. Важно учитывать, что рынок не определяет баланс экономических сил (не влияет на то, какие компании и что производят, какие из них выдержат конкуренцию), цены на товары и услуги определяются правительством. Центральный плановый орган (ЦПО) осуществляет распределение изначально имеющейся и готовой продукции, в его компетенцию входит задача о том, какая продукция должна производиться и в каком количестве, какого будет качество этой продукции, из каких ресурсов и сырья будет производиться. Как только данные вопросы будут урегулированы, ЦПО передает заказ (осуществляет директивы) конкретным предприятиям с указанием необходимых деталей. Стоит отметить, что предприятия, находящиеся на территории страны, также принадлежат государству.

Значимое преимущество данной модели перед остальными – достижение условий, способствующих отсутствию явной безработицы по причине централизованного распределения ресурсов и учету, в частности, всех имеющихся трудовых ресурсов. Другой момент – за счет жесткой централизации управления возможность контролировать распределение доходов среди населения.

На первом этапе планирования экономики, в задачу центрального органа планирования входит составление пятилетнего плана развития экономики страны в целом. В дальнейшем этот план уточняется и детализируется, разделяется на более подробные моменты и в конечном счете получаются готовые планы для хозяйственных отраслей и отдельных предприятий. При этом, стоит отметить и наличие обратной связи со стороны этих самых предприятий – на стадии проектирования планов они сами дают оценки и комментарии по поводу оптимальности требуемых показателей. Одобренный в конечном счете план должен быть выполнен практически беспрекословно.

Однако, было бы неправильным не сказать о трудностях при реализации данной модели. В числе приоритетных — проблема, непосредственно, централизованного управления экономикой, как одна из наиболее сложных. И здесь важное место отводиться проблеме информированности государственных органов планирования о состоянии экономики непосредственно в данный момент времени. Ведь в таком случае очень сложно оценить влияние многочисленных факторов, отследить изменения показателей, характеризующих состояние экономики (издержки производства, рост потребления, расходы ресурсов). При этом даже статистически собранные сведения быстро изменяются, что делает планирование зачастую не сообразным времени. Чем выше степень централизации управления, тем лишь сильнее искажается адекватность экономических показателей снизу вверх. Зачастую многие экономические институты намеренно искажают полученные показатели, чтобы в итоге выглядеть для руководства в наиболее выгодном свете.

Возникают проблемы в плановой экономике и при попытке внедрения новых технологий в производство или когда речь идет о выпуске новой продукции. Это объясняется подконтрольностью руководства предприятия руководству более высокого уровня и подчинением исключительно его директивам (командам), которые не всегда могут оцениваться объективно. Это в рыночной экономике предприятия стремятся минимизировать издержки и выдвинуть на рынок новый продукт, превосходящий по достоинствам конкурентов и позволяющий заработать прибыль, сохранив компанию на плаву в условиях постоянно изменяющейся рыночной конъюнктуры. В директивной же модели изъяны в управленческой структуре и ненадлежащий уровень информированности, не позволяют в должной мере повышать эффективность производства конкретного предприятия соразмерно его потенциалу.

Подводя итог, стоит отметить следующие преимущества данной модели:

  • Централизованное управление дает возможность сосредотачивать средства и иные ресурсы в определенных, наиболее приоритетных на данный момент направлениях
  • Создание социальной стабильности, ощущение «уверенности в завтрашнем дне».

Из минусов стоит отметить:

  • Низкий уровень удовлетворения потребительских потребностей
  • Отсутствие выбора как при производстве, так и при потреблении (в том числе дефицит товаров потребления)
  • Достижения научно-технического прогресса не всегда внедряются своевременно

«Смешанная экономика»

Но на самом деле, представленные выше 2 модели экономических систем «идеальны», то есть не встречаются в условиях реальных экономических отношениях, сложившихся в разных странах мира. Практика ведения хозяйственных отношений в разных странах мира показывает реальные черты экономических систем, расположенных где-то между характеристиками рыночных и командно-административных систем.

Подобные системы носят название смешанных – те, в которых распределение ресурсов происходит как по решению правительства, так и с учетом решений частных лиц. Частная собственность в таком случае присутствует в стране наряду с государственной, регулирование же экономики происходит не только через наличие системы рынков, но и из-за мер, предпринятых государством. Примерами такого типа экономической системы могут служить также и, непосредственно, бывшие социалистические страны, которые при ярко выраженных директивных чертах управления, предполагали наличие определенной рыночной структуры внутри страны. Хотя доходы в стране распределяются также весьма неравномерно, государство стремится снизить негативные тенденции чисто капиталистической экономики и поддержать некоторые неимущие слои населения, создав благоприятные условия для их существования. Смешанная экономическая система предполагает наличие нескольких моделей в рамках своей структуры. Это американская, шведская, немецкая и японская модели.

Итого получаем, что функциями государства в условиях смешанной экономики, выступают следующие условия:

  1. Поддержка предприятий, принадлежащих государству (государственный сектор экономики)
  2. Инвестирование в сферы образования, науки, культуры и т.д.
  3. Воздействие государственных органов на перераспределение ресурсов, необходимое для стимулирования экономики и предотвращения безработицы и кризисов
  4. Создание , занимающейся перераспределением доходов при помощи налоговой системы и фондов централизованных средств.

Таким образом, плюсы смешанной экономической системы:

  • Как правило, модель характеризуется экономическим ростом или стабильностью (отсюда и политическая стабильность)
  • Государство обеспечивает защиту конкуренции и ограничивает создание монополий
  • Государство предоставляет гарантии социальной защиты населения
  • Поощрение инноваций
  • Инвестирование в сферы образования, культуры, науки

Минусы в данном случае таковы:

Необходимость разработки моделей развития в соответствии с учетом национальной специфики, отсутствие универсальных моделей.

Переходная экономика

Не лишним было бы упомянуть так называемую переходную экономику – ту, что предполагает наличие определенных изменений как в рамках как текущей системы, так и перемен, возникающих при переходе от одной модели к другой. В большинстве случаев стране с переходной экономикой присущи как черты существовавшей ранее командной экономики, так и формы организации, характерные для рыночной экономики. В процессе перехода командной экономики к рыночной, государству необходимо уделить внимание на следующие моменты:

  1. Реформирование государственного сектора экономики путем приватизации, сдачи в аренду
  2. Создание рыночной инфраструктуры, которая бы удовлетворяла всем особенностям производства для наибольшей эффективности имеющихся ресурсов
  3. Создание частного сектора экономики (в первую очередь малый и средний бизнес) и поощрение к занятию предпринимательством
  4. Стимулирование экономической обособленности товаропроизводителей с разными формами собственности (частной и государственной)
  5. Формирование имеющейся системы ценообразования с использованием рыночных механизмов.

Примеры разных типов экономических систем

  • Традиционная – Афганистан, Бангладеш, Буркина-Фасо (преимущественно сельское хозяйство) и с более развитой экономикой, но с характерными чертами традиционализма: Пакистан, Кот-дИвуар.
  • Плановая (административно-командная) – бывшие социалистические страны (СССР, страны Восточной Европы до 90-х г.г.). В настоящее время – Северная Корея, Куба, Вьетнам.
  • Смешанный тип экономической системы – Китай, Швеция, Россия, Япония, Великобритания, США, Германия, Франция и т.д.
  • Рыночная система в чистом виде не имеет реальных примеров.

Для посетителей нашего сайта действует специальное предложение - вы можете совершенно бесплатно получить консультацию профессионального юриста, просто оставив свой вопрос в форме ниже.

На этом данная лекция по экономике завершена.

Экономическая система - упорядоченная совокупность социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями благ и услуг.

+ совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

    социально-экономические отношения;

    организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;

    хозяйственный механизм;

    система стимулов и мотиваций участников;

    экономические связи между предприятиями и организациями.

В основе выделения экономических систем могут лежать различные критерии:

Экономическое состояние общества на определенном этапе развития (Россия эпохи Петра I, фашистская Германия);

- стадии социально-экономического развития (общественно-экономические формации в марксизме);

- хозяйственные системы, характеризуемые тремя группами элементов: духом (основными мотивами экономической деятельности), структурой и субстанцией в немецкой исторической школе;

Типы организации, связанные со способами согласования действий хозяйствующих субъектов в ордолиберализме;

Общественно-экономическая система, основанная на двух признаках: форме собственности на экономические ресурсы и способе координации экономической деятельности.

В современной научной и учебной литературе наибольшее распространение получила классификация по последнему из выделенных критериев. Исходя из этого различают традиционную, командную, рыночную и смешанную экономику.

Традиционная экономика основана на господстве традиций и обычаев в хозяйственной деятельности. Техническое, научное и социальное развитие в таких странах весьма ограничено, т.к. оно вступает в противоречие с хозяйственным укладом, религиозными и культурными ценностями. Эта модель экономики была характерна для древнего и средневекового общества, но сохраняется и в современных слаборазвитых государствах.

Командная экономика обусловлена тем, что большинство предприятий находится в государственной собственности. Они осуществляют свою деятельность на основе государственных директив, все решения о производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ и услуг в обществе принимаются государством. Сюда относят СССР, Албанию и т.д.

Рыночная экономика определяется частной собственностью на ресурсы, использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею. В экономике свободного рынка государство не играет никакой роли в распределении ресурсов, все решения принимаются рыночными субъектами самостоятельно, на свой страх и риск. Сюда обычно относили Гонконг.

В сегодняшней реальной жизни нет примеров чисто командной или чисто рыночной, полностью свободной от государства экономики. Большинство стран стремятся органически и гибко сочетать рыночную эффективность с государственным регулированием экономики. Такое объединение образует смешанную экономику.

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

q обеспечение занятости;

q полное использование производственных мощностей;

q стабилизация цен;

q параллельный рост заработной платы и производительности труда;

q равновесие платежного баланса.

Их достижение осуществлялось государствами в разные периоды по-разному, с учетом взаимного опыта. Условно можно выделить три модели смешанной экономики.

Неоэтатистская (Франция, Англия, Италия, Япония) характеризуется развитым национализированным сектором, активной антициклической и структурной политикой, проводимой в соответствии с индикативными планами, развитой системой трансфертных платежей.

Неолиберальная модель (Германия, США) также предполагает меры антициклического характера, но основной упор делается на обеспечение государством условий для нормального функционирования рынка. Она рассматривается как наиболее эффективная система регулирования. Государство, по существу, вмешивается лишь для защиты конкуренции.

В основе модели согласованного действия (Швеция. Голландия, Австрия, Бельгия) лежит принцип согласия представителей социальных сторон (правительства, профсоюзов, работодателей). Через специальные налоги на инвестиции правительство препятствует «перегреву» экономики, регулирует рынок труда. Специальные законы воздействуют на соотношение роста заработной платы и производительности труда, прогрессивное налогообложение способствует выравниванию доходов. В странах этой модели создана мощная система социального обеспечения, проводится активная структурная политика.

В настоящее время в России существует эклектическая экономическая система, состоящая из элементов административно-командной системы, рыночной экономики свободной конкуренции и современной рыночной системы. В бывших советских азиатских республиках к этому конгломерату добавляются еще и элементы традиционной системы. Поэтому назвать существующие в нашей стране имущественные отношения и организационные формы экономической системой (пусть даже эклектичной) можно достаточно условно. Отсутствует важная особенность системы - ее относительная стабильность. Ведь в отечественной хозяйственной жизни все находится в движении, имеет переходный характер. Этот переход, судя по всему, растягивается на десятилетия, и с этой точки зрения переходная экономика тоже может быть названа системой.

Переходная экономика - экономика, которая находится в состоянии изменений, перехода от одногосостояния в другое, как в пределах одного типа хозяйства, так и от одного к другому типу хозяйства занимает особое место в развитии общества.

От переходной экономики следует отличать переходный период в развитии общества, в ходе которого совершается смена одного типа экономических отношений на другой.

Рыночная экономика .Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства.

Отличительные черты:

Многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных её видах;

Развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;

Ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;

Изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);

Рост уровня образования (послешкольное);

Новое отношение к труду (творческое);

Повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);

Гуманизация экономики («человеческий потенциал»);

Информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);

- ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);

Глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

Экономическая система

Экономическая система (англ. Economic system ) - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

  • социально-экономические отношения;
  • организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
  • хозяйственный механизм;
  • система стимулов и мотиваций участников;
  • экономические связи между предприятиями и организациями.

Основные типы экономических систем перечислены ниже.

Экономическая система в разных научных школах

Понятие экономической системы (её содержание, элементы и структура) зависит от экономической школы. В неоклассической парадигме описание экономической системы раскрывается через микро- и макроэкономические концепции. Предмет неоклассиков определяется как исследование поведение людей, максимизирующих свою полезность в среде ограниченных ресурсов при неограниченных потребностях. Основными элементами являются: фирмы, домохозяйства, государство .

Экономические системы также изучаются с точки зрения других теоретических школ, непосредственно связанных с экономической теорией. С точки зрения исследователей современного постиндустриального общества , постиндустриальная экономика (неоэкономика, «информационное общество» или «общество знаний») рождается как особый технологический уклад, который существенно видоизменяет экономические и социальные системы в целом. В парадигме «экономики развития» выделяется специальная группа стран «третьего мира», где имеются ряд важных закономерностей: институциональная структура, особенности макроэкономической динамики, особая модель. Таким образом, экономика развития рассматривает класс специальных экономических систем. В отличие от господствующих концепций неоклассики и неоинституционализма , историческая школа делает акцент на исторически сложившихся различиях национальных экономических систем .

Параметры сравнения экономических систем

Технико-экономические и постэкономические параметры

Экономические системы изучаются с точки зрения технологических укладов . С точки зрения структуры это: доиндустриальные экономические системы, индустриальные и постиндустриальные экономические системы . Важным параметром для постиндустриальных систем является мера развития творческой деятельности и её роль в экономике. Для её измерения обычно используют измеряемые параметры уровня образования, например, доля лиц с высшим образованием, структура профессиональной занятости и т. п. Важнейшей характеристикой является оценка в экономической системе меры решения экологических проблем . Демографические параметры позволяют ответить на вопросы, связанные с приближением экономической системы к постиндустриальному обществу , причём прямое отношение к данным параметром имеют: продолжительность жизни, детская смертность, заболеваемость, иные параметры здоровья нации. Удельный вес постиндустриальных технологий обычно исчисляется по доле занятых в производстве различных отраслей в общей массе ВВП .

Соотношение плана и рынка (аллокация ресурсов)

Данные параметры особо актуальны для стран с переходной экономикой . Даётся характеристика механизмам государственного планирования экономики , развитие товарно-денежных отношений, меры развития натурального хозяйства , мера развития теневой экономики . Характеристика развития рынка: мера развития институтов рынка, мера рыночной самоорганизации (конкуренции), насыщенность рынка (отсутствие дефицита), структура рынка. Меры развития регулирования: антимонополистическое регулирование; мера развития государственного регулирования (селективное регулирование, антициклическое регулирование, программирование); мера развития регулирования со стороны общественных объединений . Более детальное изучение роли государства в экономике осуществляется в теории общественного выбора, которая рассматривает процесс принятия правительством решений, систему общественного договора (конституционная экономика) и проч. .

Параметры сравнения отношений собственности

При анализе экономических систем даётся характеристика соотношения долей государственных, кооперативных и частных предприятий . Тем не менее, такая характеристика формальна, для более глубокой характеристики экономической системы используются качественные и количественные характеристики описания сущности форм и способов контроля собственности и её присвоения. Например, для стран с переходной экономикой дать такую характеристику можно, ответив на следующие вопросы:

  • мера концентрации властных полномочий в руках бюрократического партийно-государственного аппарата и обособления государства от общества (трудящиеся не участвуют в присвоении общественного богатства);
  • степень централизации/децентрализации государственной собственности («перенос» некоторых функций управления на уровень предприятий) и, например, огосударствление кооперативной собственности;
  • мера разложения государственно-бюрократической пирамиды экономической власти и образование «замкнутых ведомственных систем», усиление власти на местах, в регионах.

С течением времени экономическая система может демократизироваться, когда больший объем полномочий управления собственностью и присвоения отходит предприятиям и частным лицам.

Важной характеристикой отношений собственности являются формы собственности, какова доля предприятий: находящихся полностью в государственной собственности; акционерных предприятий, контрольный пакет акций которых находится в руках государства; кооперативов и коллективных предприятий; акционерных предприятий, контрольный пакет акций которых находится в руках работников; акционерных предприятий, где контрольный пакет принадлежит частных лицам и частным корпорациям; частных личных предприятий, использующих наёмный труд ; основанных на личным труде собственников; предприятия, принадлежащие иностранцам; собственность общественных организаций; различные типы совместных предприятий .

Сравнительный анализ социальных параметров

Уровень и динамика реальных доходов . «Цена» получаемого реального дохода (продолжительность рабочей недели, фонд рабочего времени семьи, интенсивность труда). Качество потребления (насыщенность рынка, затраты времени в сфере потребления). Доля свободного времени , направления его использования. Качество и содержание труда. Развитие социально-культурной сферы, доступность её услуг. Развитие научно-образовательной сферы и её доступность .

Сравнительное исследование механизма функционирования экономических систем

Современная рыночная экономическая система

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако «дистанция» между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть «свою» роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

Отличительные черты:

  • многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных видах;
  • развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
  • ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;
  • изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);
  • рост уровня образования (послешкольное);
  • новое отношение к труду (творческое);
  • повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);
  • гуманизация экономики («человеческий потенциал»);
  • информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);
  • ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);
  • глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

Традиционная экономическая система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Преимущества традиционной экономики

  • стабильность;
  • предсказуемость;
  • добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики

  • беззащитность перед внешними воздействиями;
  • неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты:

  • крайне примитивные технологии;
  • преобладание ручного труда;
  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство. В большинстве стран преобладает разрозненность населения в виде национальных(народных) групп. ВНП на душу населения не превышает 400 долларов. Экономика стран представлена в основном сельским хозяйством, редко горнодобывающей промышленностью. Всё, что производится и добывается не в состоянии прокормить и обеспечить население этих стран. В противовес этим государствам выступают страны с более высоким доходом, но тоже ориентированные на сельское хозяйство – Азербайджан, Котд-дИвуар, Пакистан.

Административно-командная система (плановая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;
  • централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

  • непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли. ВНП на душу населения немного превышает 1000 долларов.

Смешанная система

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

  • обеспечение занятости;
  • полное использование производственных мощностей;
  • стабилизация цен;
  • параллельный рост заработной платы и производительности труда;
  • равновесие платежного баланса.

Отличительные черты:

  • приоритетность рыночной организации экономики;
  • многосекторность экономики;
  • государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
  • ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
  • социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

Литература

  • Колганов А.И., Бузгалин А.В. Экономическая компаративистика: Сравнительный анализ экономических систем: Учебник. - М .: ИНФРА-М, 2009. - ISBN 5-16-002023-3
  • Нуреев Р.М. Очерки по истории иституционализма. - Ростов н/Д : "Содействие - XXI век"; Гуманитарные перспективы, 2010. - ISBN 978-5-91423-018-7
  • Видяпин В.И., Журавлёва Г.П., Петраков Н.Я. и др. Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций / Пер с общ.ред.- Н.Я. Петракова; Видяпина В.И.; Журавлёва Г.П.. - М .: ИНФРА-М, 2008. - ISBN 978-5-16-003402-7
  • Дынкин А.А., Королёв И.С., Хесин Е.С. и др. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред.- А.А. Дынкина, И.С. Королёва, Г.И. Мачавариани. - М .: Магистр, 2008. - ISBN 978-5-9776-0013-2

Примечания

Ссылки

  • Сайт Иноземцева В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия.
  • Ерохина Е. А. Теория экономического развития системно-синергетический подход.
  • Лийв Э. Х. Инфодинамика обобщённая энтропия и негэнтропия 1997

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «hatewall.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «hatewall.ru»