Пересказ князь серебряный. Князь серебряный, сюжет, персонажи романа, работа над книгой, отзывы современников, экранизации, библиография

Подписаться
Вступай в сообщество «hatewall.ru»!
ВКонтакте:

Шел тысяча пятьсот шестьдесят пятый год. Один из благороднейших князей, князь Серебряный, перебирается от Литвы до дома. В Литве он провел последние пять лет. Ему был дан царский указ и Никита Романович был обязан его выполнить, но подписать мирный договор между двумя враждующими государствами он так и не смог, поэтому ехал домой в довольно озадаченном состоянии.

Никита Романович, проезжая мимо деревни Медведовки, замечает, что на нее напали воры. Никита Романович вместе со своими воинами решили помочь деревне и схватили нарушителей порядка. Вскоре они узнали, что это были не разбойники, а государственные сборщики опричнины. Князь Романович сильно разочарован в государственных служащих и в их бесчинствах, он выезжает к губернскому старосте с негодованием и претензиями к его подчиненным.

Князь Никита вскоре поехал дальше, по пути он наткнулся на чародея, и в его хижине решил остаться на ночь. Чародей с князем Никитой Романовичем проводят весь вечер в разговорах. Чародей рассказал, что он собирался жениться на девушке, но она ушла к другому, изменив ему, и уже живет с ним обвенчавшись.

Князь Вяземский всячески пытался ухаживать за Еленой Дмитриевной, но ей было не до него, так как она недавно похоронила всех своих близких людей. Она любила Никиту Романовича, но он жил давно в другой стране и от него не было вестей. Девушке было нечего делать и пора уже было выходить замуж. Перед ней встал выбор назойливого Вяземского или Морозова. Елена Дмитриевна предпочла Морозова, а так как Вяземский был близок с царем, государь Иван Грозный невзлюбил Морозова только по рассказам от Вяземского.

Никита Романович приезжает в столицу и навещает Морозова. Он рассказывает, где находится Иван Грозный сейчас, они обсуждают бесчинства государевых помощников и безобразия, которые происходят в стране. Морозов предупреждает Никиту Романовича, чтобы тот в столь неподходящий момент не приходил к Ивану Грозному, но Никита заявляет, что он не трус и, немного пообщавшись с Еленой Дмитриевной, отправляется к царю.

В этот момент Вяземский уговаривает царя Ивана Грозного, чтобы тот обнулил брак Морозова с Еленой и заставил девушку выйти замуж за него. Елена считает Вяземского довольно отвратительным человеком, и остается с Морозовым, несмотря на любовь к Никите Романовичу Серебряному.

Царь сильно возмущен поведением Никиты Романовича по отношению к опричникам и желает его казнить, но близкий друг Скуратов просит прощения и милости за своего товарища.

Князь Вяземский несмотря на отказ девушки крадет ее. Морозов пытается просить у царя благоразумить его подданного Вяземского, чтобы тот отпустил его супругу. Царь решает, что они все ему надоели, и казнит и супруга, и похитителя.

Елена Дмитриена решает, что именно она виновата в гибели супруга и собирает вещи в монастырь. Девушка считает, что лишь так господь ее простит за ее вину.

Князь Серебряный предлагает быть ее супругом, но она отказывает. Царь отправляет князя на войну и на ней он умирает.

Начиная повествование, автор объявляет, что главная его цель - показать общий характер эпохи, её нравов, понятий, верований, и потому он допустил отступления от истории в подробностях, - и заключает, что важнейшим чувством его было негодование: не так на Иоанна, как на общество, на него не негодующее.

Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Романович Серебряный, возвращаясь из Литвы, где провёл пять лет в тщании подписать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за увёртливости литовских дипломатов и собственного прямодушия, подъезжает к деревеньке Медведевке и застаёт там праздничные веселья. Вдруг наезжают опричники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь принимает их за разбойников, повязывает и сечёт, несмотря на угрозы главного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбойников к губному старосте, он отправляется дальше с стремянным Михеичем, два отбитых им у опричников пленника берутся сопровождать его. В лесу, оказавшись разбойниками, они оберегают князя с Михеичем от собственных товарищей, приводят на ночлег к мельнику и, сказавшись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят. На мельницу приезжает князь Афанасий Вяземский и, сочтя Мельниковых постояльцев спящими, клянёт свою безответную любовь, требует приворотных трав, угрожая мельнику, принуждает его вызнать, нет ли у него счастливого соперника, и, получив слишком определённый ответ, в отчаянье уезжает. Его зазноба Елена Дмитриевна, дочь окольничего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избежать домогательств Вяземского, нашла спасение в замужестве за старым боярином Дружиной Адреевичем Морозовым, хоть и не имела к нему расположения, любя Серебряного и даже дав ему слово, - но Серебряный был в Литве. Иоанн, покровительствуя Вяземскому, гневясь на Морозова, бесчестит его, предлагая на пиру сесть ниже Годунова, и, получив отказ, объявляет его опальным. Меж тем в Москве вернувшийся Серебряный видит множество опричников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо именующих себя «царскими слугами». Встреченный блаженный Вася называет его братом, тоже юродивым, и предрекает недоброе у боярина Морозова. К нему, давнему своему и родительскому другу, отправляется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокошнике. Морозов рассказывает об опричнине, доносах, казнях и переезде царя в Александровскую слободу, куда, по убеждению Морозова на верную смерть, собирается Серебряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяснившись с Еленою в саду и мучась душевно.

Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приезжает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и виселицы. Пока Серебряный ожидает на дворе дозволения войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоружного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время пира приглашённый князь гадает, известно ли царю о Медведевке, как он явит гнев свой, и дивится страшному окружению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умирает, отравленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпивает доброе, по счастью, вино. Посередь роскошного пира царь рассказывает Вяземскому сказку, в иносказаниях коей тот видит свою любовную историю и угадывает разрешение царя увезти Елену. Является помятый Хомяк, рассказывает случай в Медведевке и указывает на Серебряного, коего волокут казнить, но за него заступается Максим Скуратов, и возвращённый князь, рассказав о бесчинствах Хомяка в деревне, прощён - до следующей, впрочем, вины и клянётся не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе наказания. Ночью Максим Скуратов, объясняясь с отцом и не найдя понимания, тайно бежит, а царя, устрашённого рассказами мамки Онуфревны об адовом пекле и начавшейся грозой, посещают образы им убиенных. Подняв благовестом опричников, облачившись в иноческую рясу, он служит заутреню. Царевич Иоанн, взявший от отца худшие его черты, постоянными насмешками над Малютою вызывает его мщение: Малюта представляет его царю заговорщиком, и тот велит, исхитив царевича на охоте, убить и бросить для отвода глаз в лесу у Поганой Лужи. Сбирающаяся там об эту пору шайка разбойников, среди коих Перстень и Коршун, принимает пополнение: парня из-под Москвы и второго, Митьку, неповоротливого дурня с подлинно богатырскою силой, из-под Коломны. Перстень рассказывает о знакомце своём, волжском разбойнике Ермаке Тимофеевиче. Дозорные сообщают о приближении опричников. Князь Серебряный в Слободе толкует с Годуновым, не умея взять в толк тонкости его поведения: как же, видя ошибки царя, ему об том не сказывать? Прибегает Михеич, видевший царевича, пленённого Малютой с Хомяком, и Серебряный бросается в погоню.

Далее в повествование вплетается старинная песня, трактующая то же событие. Нагнав Малюту, Серебряный даёт ему оплеуху и вступает в бой с опричниками, а на подмогу являются разбойники. Опричники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали. Вскоре к Морозову приезжает с опричниками Вяземский, якобы объявить, что опала с него снята, а на деле увезти Елену. Приходит и приглашённый ради такой радости Серебряный. Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не разглядевший собеседника, полагает, что это Вяземский или Серебряный, и затевает «поцелуйный обряд», полагая, что смущение Елены выдаст её. Серебряный проникает в его замысел, но не волен избежать обряда. Целуя Серебряного, Елена лишается чувств. К вечеру у Елены в опочивальне Морозов попрекает её изменой, но врывается с подручными Вяземский и увозит её, сильно, впрочем, израненный Серебряным. В лесу, ослабев от ран, Вяземский теряет сознание, а Елену обезумевший конь приносит к мельнику, и тот, догадавшись, кто она, скрывает её, ведомый не так сердцем, как расчётом. Вскоре опричники приносят окровавленного Вяземского, мельник заговаривает ему кровь, но, устрашив опричников всякою чертовщиной, от ночлега их отвращает. Назавтра приезжает Михеич, ища у Ванюхи Перстня зашиты для князя, брошенного в узилище опричниками. Мельник указывает дорогу к Перстню, суля Михеичу по возвращении некую жар-птицу. Выслушав Михеича, Перстень с дядюшкой Коршуном да Митькою отправляются в Слободу.

В тюрьму же к Серебряному приходят Малюта с Годуновым вести допрос. Малюта, вкрадчивый да ласковый, натешившись отвращением князя, хочет вернуть ему пощёчину, но Годунов удерживает его. Царь, пытаясь отвлечься от мыслей о Серебряном, едет на охоту. Там его кречет Адраган, поначалу отличившийся, впадает в ярость, крушит самих соколов и улетает; на поиски снаряжён Тришка с приличествующими случаю угрозами. На дороге царь встречает слепых песенников и, предвкушая потеху и наскуча прежними сказочниками, велит им явиться в свои покои. Это Перстень с Коршуном. На пути в Слободу Коршун рассказывает историю своего злодейства, что уж двадцать лет лишает его сна, и предвещает скорую свою гибель. Вечером Онуфревна предупреждает царя, что новые сказочники подозрительны, и, поставив охрану у дверей, тот их-призывает. Перстень, часто прерываемый Иоанном, затевает новые песни и сказки и, приступив к рассказу о Голубиной книге, примечает, что царь заснул. В изголовье лежат тюремные ключи. Однако мнимо спящий царь призывает стражу, коя, схватив Коршуна, упускает Перстня. Тот, убегая, натыкается на Митьку, открывшего тюрьму безо всяких ключей. Князь же, чья казнь назначена на утро, бежать отказывается, поминая клятву свою царю. Его уводят насильно.

Об эту пору Максим Скуратов, блуждая, приезжает в монастырь, просит исповедаться, винится в нелюбви к государю, непочитании отца своего и получает прощение. Вскоре он уезжает, предполагая отражать набеги татар, и встречает Трифона с пойманным Адраганом. Его он просит поклониться матушке и не сказывать никому об их встрече. В лесу Максима хватают разбойники. Добрая их половина бунтует, недовольная потерей Коршуна и приобретением Серебряного, и требует похода в Слободу для разбоя, - к тому подбивают князя. Князь освобождает Максима, берет на себя начальство над станичниками и убеждает их идти не на Слободу, а на татар. Пленённый татарин ведёт их к стану. Хитрой выдумкой Перстня им удаётся смять поначалу врага, но силы слишком неравны, и только появление Федора Басманова с разношёрстным войском спасает Серебряному жизнь. Максим, с коим они побратались, погибает.

На пиру в шатре Басманова Серебряному открывается вся двуличность Федора, отважного воина, лукавого клеветника, наглого и низкого царёва приспешника. После разгрома татар разбойничья шайка делится надвое: часть уходит в леса, часть, вместе с Серебряным, отправляется в Слободу за царским прощением, а Перстень с Митькою, чрез ту же Слободу, на Волгу, к Ермаку. В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вяземского и обвиняет его в колдовстве. Является Морозов, жалуясь на Вяземского. На очной ставке тот заявляет, что Морозов сам на него напал, а Елена уехала по доброй воле. Царь, желая гибели Морозову, назначает им «суд Божий»: биться в Слободе с условием, что побеждённый будет казнён. Вяземский, опасаясь, что Бог даст победу старому Морозову, едет к мельнику заговорить саблю и застаёт, оставшись незаметным, там Басманова, приехавшего за травою тирличом, чтоб войти в царскую милость. Заговорив саблю, мельник ворожит, дабы узнать, по просьбе Вяземского, его судьбу, и видит картины страшных казней и свою грядущую кончину. Наступает день поединка. Среди толпы являются Перстень с Митькою. Выехав против Морозова, Вяземский падает с лошади, его прежние раны открываются, и он срывает с себя Мельникову ладанку, должную обеспечить победу над Морозовым. Он выставляет вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отказывается биться с наймитом и выискивает замену. Вызывается Митька, узнавший в Хомяке похитителя невесты. Он отказывается от сабли и данною ему для смеха оглоблей убивает Хомяка

Призвав Вяземского, царь показывает ему ладанку и обвиняет его в колдовстве против себя. В тюрьме Вяземский говорит, что видел её у колдуна Басманова, замышлявшего гибель Иоанну. Не ждущего дурного Басманова, открыв на груди его ладанку, царь ввергает в узилище. Морозову, приглашённому к царскому столу, Иоанн предлагает вновь место после Годунова, а выслушав отповедь его, жалует Морозову шутовской кафтан. Кафтан надет силою, и боярин, на правах шута, говорит царю все, что о нем думает, и предупреждает, каким уроном для государства, по его мнению, обернётся Иоанново правление. Приходит день казни, на Красной площади вырастают страшные орудия и сбирается народ. Казнены Морозов, Вяземский, Басманов, отец, на которого показал он на пытке, мельник, Коршун и многие другие. Явившийся меж толпы юродивый Вася прочит казнить и его и навлекает на себя царский гнев. Народ не даёт убить блаженного.

После казней в Слободу приезжает князь Серебряный с отрядом станичников и поначалу приходит к Годунову. Тот, отчасти робея сношений своих с царским опальником, но примечая, что после казни царь помягчал, объявляет о добровольном возвращении князя и приводит его. Князь говорит, что уведён из тюрьмы против воли, рассказывает о битве с татарами и просит о милости для станичников, выговаривая им право служить, где укажут, но не в опричнине, среди «кромешников». Сам он также отказывается вписаться в опричнину, царь назначает его воеводой при сторожевом полку, в который определяет его же разбойников, и теряет к нему интерес. Князь посылает Михеича в монастырь, куда удалилась Елена, чтобы удержать её от пострига, сообщив о скором его прибытии. Покуда князь со станичниками присягают царю, Михеич скачет в монастырь, куда он доставил Елену от мельника. Думая о грядущем счастии, Серебряный едет вослед, но Михеич при встрече сообщает, что Елена постриглась. Князь едет в монастырь проститься, и Елена, ставшая сестрой Евдокией, объяеняет, что между ними кровь Морозова и они не могли бы быть счастливы. Простившись, Серебряный со своим отрядом отправляется нести дозор, и только сознание выполняемого долга и ничем не омрачённой совести сохраняет для него какой-то свет в жизни.

Проходят годы, и многие пророчества Морозова сбываются, на границах своих терпит Иоанн поражения, и только на востоке расширяются его владения усилиями дружины Ермака и Ивана Кольца. Получив от купцов Строгановых дары и грамоту, они доходят до Оби. К Иоанну прибывает Ермаково посольство. Приведший его Иван Кольцо оказывается Перстнем, и по спутнику его Митьке царь признает его и дарует ему прощение. Словно желая ублажить Перстня, царь призывает былого товарища его, Серебряного. Но воеводы ответствуют, что тот погиб ещё семнадцать лет назад. На пиру у Годунова, вошедшего в большую силу, Перстень рассказывает много дивного о покорённой Сибири, возвращаясь опечаленным сердцем к погибшему князю, пьёт в его память. Завершая повествование, автор призывает простить царю Иоанну его злодеяния, ибо не один он несёт за них ответственность, и замечает, что люди, подобные Морозову и Серебряному, являлись тоже нередко и умели среди окружавшего их зла устоять в добре и идти прямою дорогой.

Пересказала

В 1862 г. издательством М.Н, Каткова в журнале «Русский вестник» был опубликован исторический роман А. Толстого «Князь Серебряный» (повесть времен Иоанна Грозного). Главным источником произведения послужила «История государства Российского» Н.Карамзина, в эпизодах романа используется «Служебник» В.Гусева, «Сказания русского народа» И.Сахарова, монография А.Терещенко «Быт русского народа», книги Ветхого и Нового Заветов…

Краткое содержание романа

ХYI столетие, 1565 г., лето. Князь Никита Романович Серебряный с людьми, возвращаясь

После 5-ти летнего пребывания в Литве с посольскими поручениями, подъезжает к Москве. В деревне Медведевка боярин неожиданно становится очевидцем странного события: во время праздника, группа пришлых людей (их он принимает за разбойников) нападает на крестьян, грабит, убивает, творит насилие и поджигает дома. Дружинники князя скручивают «лихой» люд, но тут обнаруживается, что это не разбойники, а опричники государя. Никита Романович в это поверить отказывается и отсылает плененных к губернскому старосте.

Продолжив путь, князь Серебряный останавливается на ночлег у мельника, слывшего по окрестностям колдуном.

К деревенскому колдуну приезжает князь Афанасий Вяземский и, не обращая внимания на спящих посторонних, требует приворотных средств. Из разговора А. Вяземского с мельником, проснувшийся Никита Романович узнает много нового.

Оказывалось, что любимая Серебряного Елена Дмитриевна нарушила данное ему слово и, спасаясь от домогательств А. Вяземского, вышла замуж за старого боярина Дружину Адреевича Морозова. А поскольку А. Вяземский пользовался расположением и покровительством у царя Иоанна Васильевича, Дружина Морозов тотчас попал под опалу.

Приехав в Москву, князь Никита Романович обнаруживает в столице поразительные изменения: повсюду множество опричных людей, пьяных и разбойных, бесчинствуют и творят беззаконие. Юродивый Василий (блаженный) окликает боярина и, именуя своим братом, предсказывает что-то недоброе в доме Д.Морозова. Князь тотчас направляется к Дружине Морозову. Дружина Адреевич сообщает Серебряному о отъезде царя Иоанна в Александровскую слободу, опричнине, доносах и отговаривает гостя от поездки к государю. Не считая возможным скрываться от своего царя, князь объясняется с Еленой Дмитриевной в саду и едет в Александровскую слободу.

Слобода поражает Никиту Романовича своим видом: среди богатых палат и храмов повсюду виднеются виселицы, плахи…

Во время царского пира боярин становится свидетелем еще одной несправедливости: Иоанн Грозный разрешает Афанасию Вяземскому забрать Елену Дмитриевну. В это же время Грозному сообщают, как князь Серебряный наказал опричников царевых в Медведевке. Иоанн Васильевич, разгневавшись, приговаривает ослушавшегося боярина к смертной казни и только заступничество Максима Скуратова спасает его от гибели.

На этом злоключения главного героя романа не заканчиваются. Боярин Никита Романович оказывается в центре дворцовой «возни» и не раз чудесным образом спасает свою жизнь…

Князю Афанасию Вяземскому удается силой увести Елену Дмитриевну. Дружина Морозов требует от царя восстановления справедливости. Иоанн Грозный, веря козням А.Вяземского и желая смерти Д.Морозову, приговаривает его к «суду Божьему» – поединку (с Вяземским), победитель которого будет казнен.

Дружина Адреевич Морозов обличает царя и, насильно облаченный в шутовской кафтан, пророчествует о непоправимом ущербе для страны от правления Иоанна.

В итоге, Д.Морозова, А.Вяземского, мельника и множество других людей казнят на Красной площади. Пришедший на казнь блаженный Василий требует казнить и его, но народ не дает убить юродивого.

Елена Дмитриевна удаляется в женский монастырь и, отказавшись связать свою судьбу (после страшной гибели Д.Морозова и в память о нем) с князем Серебряным, принимает монашеский постриг под именем Евдокия (др.-греч. - Благоволение).

Князь Никита Романович отвергает предложение служить в опричниках и назначается служить воеводой в сторожевом полку…

Годы спустя царь Иоанн Васильевич Грозный узнает, что отважный князь Серебряный погиб. А над страной начинает сбываться пророчество Дружины Адреевича Морозова. Государь терпит поражения на границах и только на дальнем востоке, где служит дружина Ермака, все обстоит благополучно…

Краткий анализ произведения .

А.Толстой признавался, что хотел лишь воссоздать внешнюю атмосферу ХYI столетия. Поэтому не стоит принимать роман за исторический и достоверный очерк. Автора интересовали исключительно человеческие отношения и характеры людей. Князь Никита Романович Серебряный – образ вымышленный, пришедший в роман из народной песни и имеющий основные черты романтического эпического героя (типичное воплощение мужества, добродетели и чести).

Образ царя Иоанна Васильевича для многих знатоков русской истории кажется и вовсе не корректным… Но не смотря на некоторую «не историчность», надуманную «искусственность», наивную романтичность и сентиментальность, роман А.Толстова все же по праву привлекает внимание современного читателя …

:О княжеском роде Серебряных см. Серебряные-Оболенские

«Князь Серебряный. Повесть времён Иоанна Грозного» - исторический роман А. К. Толстого о временах опричнины, который увидел свет в 1863 году.

Сюжет

В романе рассказано о благородном воеводе, князе Серебряном, который по возвращении с Ливонской войны столкнулся с бесчинствующей шайкой опричников и понял, что в русском государстве творится что-то неладное. Дальнейшие бесчинства он встречает при дворе Ивана Грозного в Александровской слободе. Несмотря на глубокое отвращение к преступному окружению царя во главе с Малютой Скуратовым, князь сохраняет верность государю.

Романтическая линия связана с суженой князя Серебряного, Еленой, в которую влюблён главарь опричников, Афанасий Вяземский. Желая положить конец его домогательствам, Елена вышла замуж за пожилого боярина Морозова. В условиях опричнины головы летят направо и налево. И муж и преследователь Елены гибнут на плахе, сама она принимает постриг, князь Серебряный бросает царский двор и уезжает биться с татарами.

Персонажи романа

  • Никита Романович Серебряный - русский воевода
  • Иван IV Грозный - русский царь
  • Дружина Андреевич Морозов - русский боярин
  • Елена Дмитриевна - жена Дружины Андреевича
  • Малюта Скуратов - палач Грозного
  • Максим Скуратов - вымышленный сын Малюты Скуратова
  • Матвей Хомяк - стремянный Малюты
  • Фёдор Алексеевич Басманов
  • Алексей Данилович Басманов
  • Борис Федорович Годунов
  • Афанасий Иванович Вяземский - русский князь
  • Ванюха Перстень - атаман разбойников
  • Коршун - старый атаман разбойников
  • Хлопко - разбойник
  • Митька - крестьянин-богатырь, у которого опричники увезли невесту
  • Михеич - стремянный и воспитатель князя Серебряного
  • Мельник - колдун
  • Василий Блаженный (угадывается в юродивом Ваське, дважды появляющемся в романе)

Работа над книгой

Интерес А. К. Толстого к историческим песням о временах Ивана Грозного породил в нём желание написать роман о том времени, показать ужасы тирании и безмолвие народа. Осуществить этот замысел удалось после смерти Николая I, в либеральной обстановке тех лет, которые непосредственно предшествовали отмене крепостного права. При работе над книгой Толстой использовал материалы «Истории государства Российского» Н. М.Карамзина , а также монографию А. В. Терещенко «Быт русского народа». Во избежание цензурных затруднений главному герою было дано имя родоначальника Романовых, брата первой жены царя.

начало цитатыНа одной стороне славянским шрифтом выведено имя «Мария», на другой - «В память Князя Серебряного». Внутри, на раскрывавшихся золотых пластинках-страницах, - миниатюрные фотографии

слушательниц.конец цитаты

Отзывы современников

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин с воодушевлением принял роман:

Любезный граф! волшебную вашу кисть вы окунули в живую воду фантазии и заставили меня, старика, присутствовать при «делах давно минувших дней», исполать вам! Однако в своей рецензии Салтыков-Щедрин не только хвалит роман, но и едко критикует:

Подробно разбирая роман, Салтыков-Щедрин особое внимание уделяет описанию пира (в -й главе) и сравнивает его с описаниями в романе Флобера «Саламбо», с которым вообще усматривает множество параллелей:

Впоследствии роман «Князь Серебряный» был включён в программу изучения русской литературы для общеобразовательных школ.

Экранизации

  • «Князь Серебряный и пленница Варвара» (Российская империя, 1907)
  • «Князь Серебряный» (Российская империя, 1911)
  • «Царь Иван Грозный » (Россия, 1991 г.)
  • «Гроза над Русью » (Украина, 1992 г.)

Библиография

  • Корецкий Б. И. Опричнина и роман А. К. Толстого «Князь Серебряный». - М.: Детгиз, 1959
  • Булушева Е. И. Фольклорные жанры в художественном повествовании романа А. К. Толстого «Князь Серебряный». - Саратов, 1998
  • Фёдоров А. В. Литературный портрет АК Толстого // К 185-летию со дня рождения А. К. Толстого. - Литература в школе , 2002
  • Красникова М. Н. Актуализация фольклорной традиции и решение исторических проблем современности в романе А. К. Толстого «Князь Серебряный». -
  • Сазонова З. Н. Роман А. К. Толстого «Князь Серебряный» в контексте времени // Внутренний строй литературного произведения: cб. науч. ст. / Владимирский государственный педагогический университет. - Владимир, 2001. - С. 26-34.
  • Акимова Т. М. О фольклоризме русских писателей (сборник статей, сост. и отв. ред. Ю. Н. Борисов). – Саратов: Издательство Саратовского университета, 2001. – 240 с.
  • Гавришук П. Трактовка эпохи Ивана Грозного в историческом романе «Князь Серебряный» А. К. Толстого // Классика и современность. Сборник научных трудов молодых ученых-филологов; под ред. Т. В. Сенькевич. - Брест, Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина, 2011 - C.38-40
  • Zhestkova E. A. The epoch of Ivan The Terrible in the description N.M. Karamzin’s and A. K. Tolstoy’s works. // Мир науки, культуры, образования. № 6 (31) 2011

Начиная повест-во-вание, автор объяв-ляет, что главная его цель — пока-зать общий характер эпохи, её нравов, понятий, веро-ваний, и потому он допу-стил отступ-ления от истории в подроб-но-стях, — и заклю-чает, что важнейшим чувством его было него-до-вание: не так на Иоанна, как на обще-ство, на него не него-ду-ющее.

Летом 1565 г. молодой боярин князь Никита Рома-нович Сереб-ряный, возвра-щаясь из Литвы, где провел пять лет в тщании подпи-сать мир на многие годы и не преуспевший в том из-за уверт-ли-вости литов-ских дипло-матов и собствен-ного прямо-душия, подъ-ез-жает к дере-веньке Медве-девке и застает там празд-ничные веселья. Вдруг наез-жают оприч-ники, рубят мужиков, ловят девок и жгут деревню. Князь прини-мает их за разбой-ников, повя-зы-вает и сечет, несмотря на угрозы глав-ного их, Матвея Хомяка. Велев своим воинам везти разбой-ников к губному старосте, он отправ-ля-ется дальше с стре-мянным Михе-ичем, два отбитых им у оприч-ников плен-ника берутся сопро-вож-дать его. В лесу, оказав-шись разбой-ни-ками, они обере-гают князя с Михе-ичем от собственных това-рищей, приводят на ночлег к мель-нику и, сказав-шись один Ванюхой Перстнем, другой Коршуном, уходят. На мель-ницу приез-жает князь Афанасий Вязем-ский и, сочтя Мель-ни-ковых посто-яльцев спящими, клянет свою безот-ветную любовь, требует приво-ротных трав, угрожая мель-нику, принуж-дает его вызнать, нет ли у него счаст-ли-вого сопер-ника, и, получив слишком опре-де-ленный ответ, в отча-янье уезжает. Его зазноба Елена Дмит-ри-евна, дочь околь-ни-чего Плещеева-Очина, осиротев, чтоб избе-жать домо-га-тельств Вязем-ского, нашла спасение в заму-же-стве за старым боярином Дружиной Адре-евичем Моро-зовым, хоть и не имела к нему распо-ло-жения, любя Сереб-ря-ного и даже дав ему слово, — но Сереб-ряный был в Литве. Иоанн, покро-ви-тель-ствуя Вязем-скому, гневясь на Моро-зова, бесче-стит его, пред-лагая на пиру сесть ниже Году-нова, и, получив отказ, объяв-ляет его опальным. Меж тем в Москве вернув-шийся Сереб-ряный видит множе-ство оприч-ников, дерзких, пьяных и разбойных, упрямо имену-ющих себя «царскими слугами». Встре-ченный блаженный Вася назы-вает его братом, тоже юродивым, и пред-ре-кает недоброе у боярина Моро-зова. К нему, давнему своему и роди-тель-скому другу, отправ-ля-ется князь. Он видит в саду Елену в замужнем кокош-нике. Морозов расска-зы-вает об оприч-нине, доносах, казнях и пере-езде царя в Алек-сан-дров-скую слободу, куда, по убеж-дению Моро-зова на верную смерть, соби-ра-ется Сереб-ряный. Но, не желая прятаться от царя своего, князь уезжает, объяс-нив-шись с Еленою в саду и мучась душевно.

Наблюдая в пути картины страшных перемен, князь приез-жает в Слободу, где среди роскошных палат и церквей видит плахи и висе-лицы. Пока Сереб-ряный ожидает на дворе дозво-ления войти, молодой Федор Басманов травит его, потехи ради, медведем. Безоруж-ного князя спасает Максим Скуратов, сын Малюты. Во время пира пригла-шенный князь гадает, известно ли царю о Медве-девке, как он явит гнев свой, и дивится страш-ному окру-жению Иоанна. Одного из соседей князя царь жалует чашею вина, и тот умирает, отрав-ленный. Жалуют и князя, и он бесстрашно выпи-вает доброе, по счастью, вино. Посе-редь роскош-ного пира царь расска-зы-вает Вязем-скому сказку, в иноска-за-ниях коей тот видит свою любовную историю и угады-вает разре-шение царя увезти Елену. Явля-ется помятый Хомяк, расска-зы-вает случай в Медве-девке и указы-вает на Сереб-ря-ного, коего волокут казнить, но за него засту-па-ется Максим Скуратов, и возвра-щенный князь, рассказав о бесчин-ствах Хомяка в деревне, прощен — до следу-ющей, впрочем, вины и клянется не прятаться от царя в случае его гнева, а кротко ждать себе нака-зания. Ночью Максим Скуратов, объяс-няясь с отцом и не найдя пони-мания, тайно бежит, а царя, устра-шен-ного расска-зами мамки Онуфревны об адовом пекле и начав-шейся грозой, посе-щают образы им убиенных. Подняв благо-ве-стом оприч-ников, обла-чив-шись в иноче-скую рясу, он служит заут-реню. Царевич Иоанн, взявший от отца худшие его черты, посто-ян-ными насмеш-ками над Малютою вызы-вает его мщение: Малюта пред-став-ляет его царю заго-вор-щиком, и тот велит, исхитив царе-вича на охоте, убить и бросить для отвода глаз в лесу у Поганой Лужи. Сбира-ю-щаяся там об эту пору шайка разбой-ников, среди коих Перстень и Коршун, прини-мает попол-нение: парня из-под Москвы и второго, Митьку, непо-во-рот-ли-вого дурня с подлинно бога-тыр-скою силой, из-под Коломны. Перстень расска-зы-вает о знакомце своем, волж-ском разбой-нике Ермаке Тимо-фе-е-виче. Дозорные сооб-щают о прибли-жении оприч-ников. Князь Сереб-ряный в Слободе толкует с Году-новым, не умея взять в толк тонкости его пове-дения: как же, видя ошибки царя, ему об том не сказы-вать? Прибе-гает Михеич, видевший царе-вича, пленен-ного Малютой с Хомяком, и Сереб-ряный броса-ется в погоню.

Далее в повест-во-вание впле-та-ется старинная песня, трак-ту-ющая то же событие. Нагнав Малюту, Сереб-ряный дает ему оплеуху и всту-пает в бой с оприч-ни-ками, а на подмогу явля-ются разбой-ники. Оприч-ники побиты, царевич цел, но Малюта с Хомяком бежали. Вскоре к Моро-зову приез-жает с оприч-ни-ками Вязем-ский, якобы объявить, что опала с него снята, а на деле увезти Елену. Приходит и пригла-шенный ради такой радости Сереб-ряный. Морозов, слышавший в саду любовные речи жены, но не разгля-девший собе-сед-ника, пола-гает, что это Вязем-ский или Сереб-ряный, и зате-вает «поце-луйный обряд», полагая, что смущение Елены выдаст её. Сереб-ряный прони-кает в его замысел, но не волен избе-жать обряда. Целуя Сереб-ря-ного, Елена лиша-ется чувств. К вечеру у Елены в опочи-вальне Морозов попре-кает её изменой, но врыва-ется с подруч-ными Вязем-ский и увозит её, сильно, впрочем, изра-ненный Сереб-ряным. В лесу, ослабев от ран, Вязем-ский теряет сознание, а Елену обезу-мевший конь приносит к мель-нику, и тот, дога-дав-шись, кто она, скры-вает её, ведомый не так сердцем, как расчетом. Вскоре оприч-ники приносят окро-вав-лен-ного Вязем-ского, мельник заго-ва-ри-вает ему кровь, но, устрашив оприч-ников всякою чертов-щиной, от ночлега их отвра-щает. Назавтра приез-жает Михеич, ища у Ванюхи Перстня зашиты для князя, брошен-ного в узилище оприч-ни-ками. Мельник указы-вает дорогу к Перстню, суля Михеичу по возвра-щении некую жар-птицу. Выслушав Михеича, Перстень с дядюшкой Коршуном да Митькою отправ-ля-ются в Слободу.

В тюрьму же к Сереб-ря-ному приходят Малюта с Году-новым вести допрос. Малюта, вкрад-чивый да ласковый, нате-шив-шись отвра-ще-нием князя, хочет вернуть ему поще-чину, но Годунов удер-жи-вает его. Царь, пытаясь отвлечься от мыслей о Сереб-ряном, едет на охоту. Там его кречет Адраган, пона-чалу отли-чив-шийся, впадает в ярость, крушит самих соколов и улетает; на поиски снаряжен Тришка с прили-че-ству-ю-щими случаю угро-зами. На дороге царь встре-чает слепых песен-ников и, пред-вкушая потеху и наскуча преж-ними сказоч-ни-ками, велит им явиться в свои покои. Это Перстень с Коршуном. На пути в Слободу Коршун расска-зы-вает историю своего злодей-ства, что уж двадцать лет лишает его сна, и пред-ве-щает скорую свою гибель. Вечером Онуфревна преду-пре-ждает царя, что новые сказоч-ники подо-зри-тельны, и, поставив охрану у дверей, тот их-призы-вает. Перстень, часто преры-ва-емый Иоанном, зате-вает новые песни и сказки и, приступив к рассказу о Голу-биной книге, приме-чает, что царь заснул. В изго-ловье лежат тюремные ключи. Однако мнимо спящий царь призы-вает стражу, коя, схватив Коршуна, упус-кает Перстня. Тот, убегая, наты-ка-ется на Митьку, открыв-шего тюрьму безо всяких ключей. Князь же, чья казнь назна-чена на утро, бежать отка-зы-ва-ется, поминая клятву свою царю. Его уводят насильно.

Об эту пору Максим Скуратов, блуждая, приез-жает в мона-стырь, просит испо-ве-даться, винится в нелюбви к госу-дарю, непо-чи-тании отца своего и полу-чает прощение. Вскоре он уезжает, пред-по-лагая отра-жать набеги татар, и встре-чает Трифона с пойманным Адра-ганом. Его он просит покло-ниться матушке и не сказы-вать никому об их встрече. В лесу Максима хватают разбой-ники. Добрая их поло-вина бунтует, недо-вольная потерей Коршуна и приоб-ре-те-нием Сереб-ря-ного, и требует похода в Слободу для разбоя, — к тому подби-вают князя. Князь осво-бож-дает Максима, берет на себя началь-ство над станич-ни-ками и убеж-дает их идти не на Слободу, а на татар. Плененный татарин ведет их к стану. Хитрой выдумкой Перстня им удается смять пона-чалу врага, но силы слишком неравны, и только появ-ление Федора Басма-нова с разно-шерстным войском спасает Сереб-ря-ному жизнь. Максим, с коим они побра-та-лись, поги-бает.

На пиру в шатре Басма-нова Сереб-ря-ному откры-ва-ется вся двулич-ность Федора, отваж-ного воина, лука-вого клевет-ника, наглого и низкого царева приспеш-ника. После разгрома татар разбой-ничья шайка делится надвое: часть уходит в леса, часть, вместе с Сереб-ряным, отправ-ля-ется в Слободу за царским проще-нием, а Перстень с Митькою, чрез ту же Слободу, на Волгу, к Ермаку. В Слободе ревнивый Басманов клевещет на Вязем-ского и обви-няет его в колдов-стве. Явля-ется Морозов, жалуясь на Вязем-ского. На очной ставке тот заяв-ляет, что Морозов сам на него напал, а Елена уехала по доброй воле. Царь, желая гибели Моро-зову, назна-чает им «суд Божий»: биться в Слободе с усло-вием, что побеж-денный будет казнен. Вязем-ский, опасаясь, что Бог даст победу старому Моро-зову, едет к мель-нику заго-во-рить саблю и застает, остав-шись неза-метным, там Басма-нова, прие-хав-шего за травою тирличом, чтоб войти в царскую милость. Заго-ворив саблю, мельник ворожит, дабы узнать, по просьбе Вязем-ского, его судьбу, и видит картины страшных казней и свою грядущую кончину. Насту-пает день поединка. Среди толпы явля-ются Перстень с Митькою. Выехав против Моро-зова, Вязем-ский падает с лошади, его прежние раны откры-ва-ются, и он срывает с себя Мель-ни-кову ладанку, должную обес-пе-чить победу над Моро-зовым. Он выстав-ляет вместо себя Матвея Хомяка. Морозов отка-зы-ва-ется биться с наймитом и выис-ки-вает замену. Вызы-ва-ется Митька, узнавший в Хомяке похи-ти-теля невесты. Он отка-зы-ва-ется от сабли и данною ему для смеха оглоблей убивает Хомяка

Призвав Вязем-ского, царь пока-зы-вает ему ладанку и обви-няет его в колдов-стве против себя. В тюрьме Вязем-ский говорит, что видел её у колдуна Басма-нова, замыш-ляв-шего гибель Иоанну. Не ждущего дурного Басма-нова, открыв на груди его ладанку, царь ввер-гает в узилище. Моро-зову, пригла-шен-ному к царскому столу, Иоанн пред-ла-гает вновь место после Году-нова, а выслушав отпо-ведь его, жалует Моро-зову шутов-ской кафтан. Кафтан надет силою, и боярин, на правах шута, говорит царю все, что о нем думает, и преду-пре-ждает, каким уроном для госу-дар-ства, по его мнению, обер-нется Иоан-ново прав-ление. Приходит день казни, на Красной площади вырас-тают страшные орудия и сбира-ется народ. Казнены Морозов, Вязем-ский, Басманов, отец, на кото-рого показал он на пытке, мельник, Коршун и многие другие. Явив-шийся меж толпы юродивый Вася прочит казнить и его и навле-кает на себя царский гнев. Народ не дает убить блажен-ного.

После казней в Слободу приез-жает князь Сереб-ряный с отрядом станич-ников и пона-чалу приходит к Году-нову. Тот, отчасти робея сношений своих с царским опаль-ником, но примечая, что после казни царь помягчал, объяв-ляет о добро-вольном возвра-щении князя и приводит его. Князь говорит, что уведен из тюрьмы против воли, расска-зы-вает о битве с тата-рами и просит о милости для станич-ников, выго-ва-ривая им право служить, где укажут, но не в оприч-нине, среди «кромеш-ников». Сам он также отка-зы-ва-ется вписаться в оприч-нину, царь назна-чает его воеводой при сторо-жевом полку, в который опре-де-ляет его же разбой-ников, и теряет к нему интерес. Князь посы-лает Михеича в мона-стырь, куда удали-лась Елена, чтобы удер-жать её от пострига, сообщив о скором его прибытии. Покуда князь со станич-ни-ками прися-гают царю, Михеич скачет в мона-стырь, куда он доставил Елену от мель-ника. Думая о грядущем счастии, Сереб-ряный едет вослед, но Михеич при встрече сооб-щает, что Елена постриг-лась. Князь едет в мона-стырь проститься, и Елена, ставшая сестрой Евдо-кией, объяе-няет, что между ними кровь Моро-зова и они не могли бы быть счаст-ливы. Простив-шись, Сереб-ряный со своим отрядом отправ-ля-ется нести дозор, и только сознание выпол-ня-е-мого долга и ничем не омра-ченной совести сохра-няет для него какой-то свет в жизни.

Проходят годы, и многие проро-че-ства Моро-зова сбыва-ются, на границах своих терпит Иоанн пора-жения, и только на востоке расши-ря-ются его владения усилиями дружины Ермака и Ивана Кольца. Получив от купцов Стро-га-новых дары и грамоту, они доходят до Оби. К Иоанну прибы-вает Ерма-ково посоль-ство. Приведший его Иван Кольцо оказы-ва-ется Перстнем, и по спут-нику его Митьке царь признает его и дарует ему прощение. Словно желая убла-жить Перстня, царь призы-вает былого това-рища его, Сереб-ря-ного. Но воеводы ответ-ствуют, что тот погиб еще семна-дцать лет назад. На пиру у Году-нова, вошед-шего в большую силу, Перстень расска-зы-вает много дивного о поко-ренной Сибири, возвра-щаясь опеча-ленным сердцем к погиб-шему князю, пьет в его память. Завершая повест-во-вание, автор призы-вает простить царю Иоанну его злоде-яния, ибо не один он несет за них ответ-ствен-ность, и заме-чает, что люди, подобные Моро-зову и Сереб-ря-ному, явля-лись тоже нередко и умели среди окру-жав-шего их зла устоять в добре и идти прямою дорогой.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «hatewall.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «hatewall.ru»