Внеклассное занятие "мой труд дома и в школе". Тема: «как мы трудимся в школе и дома» план-конспект занятия (2 класс) на тему Как мы трудимся дома

Подписаться
Вступай в сообщество «hatewall.ru»!
ВКонтакте:

    Какой хороший вечер!
    Как хорошо быть вместе!
    С газетой папа дремлет,
    Готовит мама ужин.

    Под крышей пар в кастрюльке
    Насвистывает песню,
    А мотылёк прозрачный
    Под яркой лампой кружит.

    Глаза мои закрылись…
    Раскрыть бы их пошире,
    Глядеть бы удивлённо,
    Да открывать мне лень их.

    Весь мир исчез.
    Лишь мама
    Посередине мира.
    И я, уже уснувший,
    У мамы на коленях.

    Учитель )

    Учитель

    Сценка про дочку

    Доченька! Доченька!
    Сделай одолжение!
    Покорми братика
    Сливочным печеньем!


    На качелях я хочу в парке покататься!

    Доченька! Милая!
    Убери в квартире!
    На твоём столе давно
    Горы мусора и пыли!

    Дочка

    Если очень нужно вам - уберите сами!
    Три часа уже решаю трудное заданье!

    Бабушка

    Внученька, родная!
    Едем мы на дачу.
    Без тебя на даче
    Наш котёнок плачет.

    Внучка


    Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.

    Все вместе (кроме девочки)

    Учитель (слайд 7)

    Учитель : Давайте поиграем в веселую игру - “Распределение обязанностей в семье”.

  • 1 ряд - мамы
  • 2 ряд - папы
  • 3 ряд - дети

Вопросы для игры:

1) Готовить обед.

2) Отремонтировать утюг.

3) Собирать портфель.

4) Мыть посуду.

5) Ухаживать за цветами.

6) Застилать постель.

7) Убирать квартиру.

Учитель: (слайд 8) .

(рассказ ученика) .

Учитель (слайд 9)

Учитель

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем - это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое (слайд 10) .

Учитель (слайд 11) :

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

Приглашать гостей и собирать застолье;

Собирать и хранить семейные фотографии;

Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Учитель (сообщения учащихся).

Учитель (слайд 12)

Учитель (слайд 13) .

Ученик:

Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший - я,
Какая же у нас семья?

(Ответ: шесть человек - брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Учитель : Представьте, что мы с вами, наш класс - одна большая семья. Сколько членов семьи в нашем классе?

Дети отвечают.

Учитель (слайд 14)

  • ТЕПЛО
  • ЗАБОТА
  • УВАЖЕНИЕ
  • ПОМОЩЬ
  • ПОНИМАНИЕ
  • ДОБРОТА
  • ЛЮБОВЬ
  • РАДОСТЬ
  • СЧАСТЬЕ
  • ДРУЖБА
  • ВЕРНОСТЬ
  • ТРАДИЦИИ

Учитель:

Ученик:


В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.

Учитель

(слайд 15) .

Ученик:

Семья - это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья - это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом -
Сердце навеки останется в нем!

Просмотр содержимого документа
«классный час" Мой труд дома" »

. Организационный момент

Звучит запись песни “Родительский дом” в исполнении Л. Лещенко.

2. Сообщение темы классного часа

Учитель : Прочитайте тему нашего классного часа (слайд 1) . Как вы думаете, о чём мы будем говорить? Как вы понимаете выражение “родной очаг”?

Дети высказывают свои мысли и чувства.

Учитель : В толковом словаре Ожегова написано (слайд 2) , что ОЧАГ – это устройство, для разведения и поддержания огня. Первобытный человек ценил очаг больше всего (слайд 2) . Именно вокруг очага люди стали возводить стены, крышу – словом строить дом. Вокруг очага, от которого исходило тепло, собиралась семья. В современном мире очаг заменили батареями, а выражение “родной очаг” осталось.

А что такое семья?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель : У каждого из нас есть своя семья, родительский дом, где нас ждут, помнят и за всё простят. Именно в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению. И где бы мы ни были, мы всегда помнили о своей семье, о близких нам людях: о родителях, сёстрах и братьях, бабушках и дедушках. Семья – совсем как маленькая Вселенная; создать хорошую семью нередко бывает труднее, чем, скажем, написать книгу, сделать открытие.

Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе (слайд 3) . Замечательно, если она большая. Однако семья может быть и маленькая: например мама и сын. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы, то это хорошая, настоящая семья.

А сейчас, давайте заглянем в гости в одну семью.

Рассказ ученика о своей семье (слайд 4).

Учитель : Обратите внимание на нашу выставку рисунков, посвященных своей семье.

Учитель : Проведем небольшой конкурс “Закончи пословицу” (Задание №1: работа в паре). Пословицы разделены на две части, соедините части правильно (слайд 5) .

Когда семья вместе,

так и душа на месте.

В гостях хорошо,

а дома лучше.

Дети не в тягость,

а в радость.

Семья в куче –

не страшна и туча.

Согласье да лад –

в семье клад.

Чем богаты,

тем и рады.

Дом вести –

не рукавом трясти.

Учитель : Сколько пословиц мы собрали? Как вы думаете, почему “семь”? В слове “семья” есть число 7(слайд 6).

Число 7 – необычное, это магическое число:

    7 - цветов радуги

    7 - чудес света

    7 - нот гаммы

Ученик читает стихотворение Золтана Зелка “Какой хороший вечер”.

Какой хороший вечер!
Как хорошо быть вместе!
С газетой папа дремлет,
Готовит мама ужин.

Под крышей пар в кастрюльке
Насвистывает песню,
А мотылёк прозрачный
Под яркой лампой кружит.

Глаза мои закрылись…
Раскрыть бы их пошире,
Глядеть бы удивлённо,
Да открывать мне лень их.

Весь мир исчез.
Лишь мама
Посередине мира.
И я, уже уснувший,
У мамы на коленях.

Учитель : Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (Задание № 2. Давайте “выбросим” слова, мешающие семье быть благополучной: уют, спокойствие, здоровье, любовь, добро, чистота, счастье, дружба, согласие, грубость, ссора, ненависть, болезнь, вражда, мир, порядок. )

Учитель : Вот ещё одна семья (дети разыгрывают сценку).

Сценка про дочку

Действующие лица: мама, папа, бабушка, дочка.

Доченька! Доченька!
Сделай одолжение!
Покорми братика
Сливочным печеньем!

Надоело, мама, мне братом заниматься,
На качелях я хочу в парке покататься!

Доченька! Милая!
Убери в квартире!
На твоём столе давно
Горы мусора и пыли!

Дочка

Если очень нужно вам – уберите сами!
Три часа уже решаю трудное заданье!

Бабушка

Внученька, родная!
Едем мы на дачу.
Без тебя на даче
Наш котёнок плачет.

Внучка

Я на дачу не хочу! Всё мне надоело!
Ведь полоть я не умею, а малина не поспела.

Все вместе (кроме девочки) : Что поделать с девочкой, подскажите нам, может показать её нужно докторам?

Дети высказывают своё мнение.

Учитель : У каждого в семье должны быть свои обязанности (слайд 7) . А есть ли у вас дома свои обязанности? Какие?

Дети рассказывают о том, какие обязанности возложены на них в семье.

Учитель : Давайте поиграем в веселую игру – “Распределение обязанностей в семье”.

    1 ряд - мамы

    2 ряд - папы

    3 ряд – дети

Учитель называет обязанности, если это обязанность мамы, то встает 1-й ряд - встают и сразу садятся и т.д.

Вопросы для игры:

1) Готовить обед.

2) Отремонтировать утюг.

3) Собирать портфель.

4) Мыть посуду.

5) Ухаживать за цветами.

6) Застилать постель.

7) Убирать квартиру.

8) Погулять с младшим братиком или сестренкой.

9) Сделать покупки в магазине.

10) Оберегать тепло родного очага.

Учитель: Человек растёт и задумывается над вопросами: “Кто я? Откуда я? Каковы мои корни?” Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной (слайд 8) .

Сейчас нам представит своё генеалогическое дерево, расскажет о своей родословной, о родственниках, которыми можно гордиться (рассказ ученика) .

Учитель : Рождаясь, человек получает имя (слайд 9) . Наши предки придавали имени особое значение. Считалось, что оно во многом определяет дальнейшую жизнь ребёнка, его успехи и неудачи, достоинства и пороки. Вот почему в старину имя давалось или по церковным книгам в честь святого, чей праздник отмечался в месяце рождения ребёнка, или в честь кого-либо из членов семьи. А сейчас, поднимите, пожалуйста, руки те, кого назвали в честь родственников.

Дети рассказывают, в честь кого из родственников им было дано имя.

Учитель : Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет, стареет и в свой срок уходит из жизни. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки.

Вспомнить о прошлом, присмотреться к настоящему помогут фотографии из семейного альбома. Каждая фотография в нем – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад в прошлое (слайд 10) .

Учитель: За два года жизни нашей классной семьи у нас накопилось много фотографий и наш классный альбом мы посмотрим в конце нашей встречи.

Учитель : Особое значение для каждой семьи имеют ее обычаи и традиции (слайд 11) . Издавна в русских семьях укоренялись замечательные традиции, которые я предлагаю сейчас вспомнить (ученики читают материал по карточкам) :

Собираться всей семьей в родительском доме в праздники, а также отмечать семейные праздники;

Всем вместе петь и играть на музыкальных инструментах;

Приглашать гостей и собирать застолье;

Собирать и хранить семейные фотографии;

Хранить вещи, принадлежавшие родственникам, как предметы старины и как память о родных и близких.

Издревле на Руси существовала традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности, так рождались династии гончаров, военных, строителей, учителей и т.д.

Учитель : А теперь я предлагаю всем нам послушать о традициях семьи (сообщения учащихся).

Учитель : У каждого из нас есть вещи, предметы, которые дороги (слайд 12) . Порой бывает так, что человека уже нет, а его любимая вещь остаётся и бережно хранится в семье. А некоторые становятся реликвиями, передаются из поколения в поколение. Многие принесли экспонаты для нашей выставки “Семейные реликвии”. А есть вещи, сделанные с любовью руками наших мам, бабушек, дедушек или пап. Такие вещи создают дома особую атмосферу, уют, тепло. Сейчас ребята по очереди будут брать эти вещи и о них рассказывать.

Учитель : Знаете ли вы, ребята, что раньше семьи были большие? В таких семьях все друг другу помогали, малыши старость уважали, а старики малых жалели. О такой большой семье есть у нас загадка. Дорогие гости, вопрос к вам - попробуйте сосчитать, сколько в этой семье человек (слайд 13) .

Ученик:

Задам сейчас задачу я
Послушай, вот моя семья:
Дедуля, бабушка и брат.
У нас порядок в доме, лад.
И чистота, а почему?
Две мамы есть у нас в дому,
Два папы, два сыночка,
Сестра, невестка, дочка,
А самый младший – я,
Какая же у нас семья?

(Ответ: шесть человек – брат и сестра, их родители, бабушка и дедушка).

Учитель : Представьте, что мы с вами, наш класс – одна большая семья. Сколько членов семьи в нашем классе?

Дети отвечают.

Учитель : Давайте построим дом для нашей семьи (слайд 14) . Подберите к слову “дом” синонимы (изба, квартира, жилище).

Чтобы всем в нашем доме было хорошо и тепло, надо сформулировать законы семьи, а помогут нам в этом слова на карточках. Возьмите эти карточки и прикрепите их на доску.

Дети размещают на доске “бревна”, на которых написаны слова:

  • УВАЖЕНИЕ

  • ПОНИМАНИЕ

  • ВЕРНОСТЬ

    ТРАДИЦИИ

Учитель: В результате выстроен “дом”. На “крыше” написано слово “семья”.

Ученик:

Построим дом уютный для семьи своей,
В нем дверь откроем настежь для друзей.
Чтоб в доме том, все очень дружно жили
Кирпичики любви, добра и уваженья
Мы в стены дома заложили.

Учитель : Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони это тепло. Пусть его будет много. Почувствуйте его. Поделитесь своим теплом друг с другом и передайте его со свечой. Давайте зажжем семейный очаг нашего класса. (Ученики передают горящую свечу друг другу).

Учитель (заключительное слово): Наша встреча подходит к концу, нам надо стараться, чтобы огонёк в нашем доме не погас, чтобы вы гордились своей семьёй, берегли её честь, записывали свою родословную, глядя на фотографии своих родных и близких. И тогда родовое древо вашей семьи будет вечно зеленым, с мощными корнями и пышной кроной. Вас тогда будет постоянно тянуть в родной дом(слайд 15) .

Пусть в ваших семьях всегда царят понимание и любовь!

Ученик:

Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падение, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем!

Учеба – мой главный труд 1. Чтобы делу научиться, Надо много потрудиться. Нас всему научат в школе, А ученье – шутка, что ли? 2. Инженеры и ткачи, Космонавты и врачи. Все ходили так же в школу, Точно так, как мы сейчас. 3. Даже важный генерал Все со школы начинал. Правда, он тогда не знал, Что он будет генерал.




























Дорогие ребята! Чтобы хорошо учиться по всем этим предметам, вы должны: 1. Уметь хорошо организовать свою учебу 2. Установить свой личный режим работы на каждый день 3. Нужно вырабатывать в себе такие качества, как усидчивость на уроках, внимание, постоянно развивать свою память, тренировать ее, читать.


Первый совет тем, кто хочет развить свое внимание Вам не удается надолго сосредоточиться над чем-нибудь, вас отвлекает все, даже собственные мысли. Заставьте себя сосредоточиться, будьте настойчивы, и через некоторое время вам для того, чтобы сосредоточиться, придется прикладывать все меньше и меньше усилий. Тренируйте свое внимание!


Вы допускаете ошибки при письме, хотя и знаете все правила хорошо. Пишите больше, старайтесь внимательно контролировать себя. Вы делаете ошибки в вычислениях, хотя и можете правильно решать, упражняйтесь в счете, заставляйте себя при этом быть внимательным. Следует при этом ясно поставить цель, и если вы понимаете, для чего это нужно делать, если вы хотите ее быстрее достичь, то сможете себя заставить делать даже очень скучные дела.


Второй совет Приучайте себя работать в неблагоприятных условиях, не опускайте руки перед трудностями. И, наконец, внимание зависит от интереса, от того, как широк будет ваш кругозор, ваши интересы. Поэтому воспитывайте в себе широкие и устойчивые интересы. Удача сама не придет: ее работа за руку приведет. Труд на ноги ставит, а лень валит.


Формула учения Без внимания невозможен успех в умственной работе. Выберем самый скучный для нас урок и начнем экспериментировать. Приведем себя в боевое состояние внешне, т.е. сядем прямо, подберемся и, внутренне, настроимся слушать, убедим себя, что слушать сегодня необходимо. Постараемся не отвлекаться, будем следить за мыслью учителя. Дома, принимаясь за выполнение домашнего задания, соберем все силы на первые минуты работы – и вскоре появится необходимое внимание. Но помните: если вы отвлечетесь на что-нибудь хоть минутку, все придется начинать сначала.


Формула учения Приступая к занятиям, постараемся как можно яснее представить себе, зачем мы учим урок. Наконец, можно представить себе и самое простое, самое вероятное: завтра вас вызовут к доске. Начиная параграф, повторите предыдущий. Еще один опыт, для тех, у кого очень плохая память. Ее можно развить, заучивая наизусть большие стихотворения и страницы прозы.


Мудрые мысли «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знания, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, а в ящиках пусто» К.Д.Ушинский


Мудрые мысли «Человек, ничего не знающий, может еще научиться: надо только зажечь в нем желание этого. Но тот, кто обладает ложным знанием и постепенно потерял свой ум, воображая, что совершенствует его, слишком дорого заплатил за свою глупость, чтобы когда-нибудь от нее отказаться.» К.Гельвеций


Все можно сделать, если поставить перед собой определенные цели на месяц, учебную четверть, весь год. Но для этого нужно составить свой режим дня и выполнять его. Чтобы никто не заставлял тебя учить уроки: ни родители – дома, ни в школе – учителя, а чтобы это было твоей потребностью, твоей целью в жизни.


Ведут часы секундам счет, Ведут минутам счет, Часы того не подведут, Кто время бережет. Кто жить умеет по часам И ценит каждый час, Того не надо по утрам Будить по десять раз. С часами дружба хороша! Работай, отдыхай, Уроки делай не спеша И книг не забывай! Чтоб вечером, ложась в кровать, Когда наступит срок, Ты мог уверенно сказать: - Хороший был денек!




Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь!

Классный час «Мой труд каждый день дома»

Лучшая форма наследства, оставляемая

Родителями своим детям, это не деньги, не

Вещи и даже не образование, а

Воспитание безграничного трудолюбия.

К.Д.Ушинский

Цель: на конкретных примерах показать детям важность и ценность их труда.

Этапы проведения.

  1. Вступительное слово.
  2. Анализ анкетирования.
  3. Анализ стихотворения Э.Успенского «Если был бы я девчонкой».
  4. Обобщение.

Ход классного часа.

  1. Вступительное слово педагога.

Дом есть лицо хозяина! По дому судят о людях, которые живут в нем.

  1. Знакомство с темой классного часа.

Сегодня наш разговор будет о вашем труде дома.

У хороших хозяев теплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому что в нем царит доброжелательная атмосфера. Наверное, всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый. А что нужно для этого сделать?

А для этого нужно себя приучить к каждодневному труду по дому.

Какие обязанности по дому, как вы помогаете взрослым? (Ответы учащихся)

Все правильно, но давайте сформулируем в виде правил обязанности по дому: что должны уметь дети, чтобы их дом был красивым?

  1. Научить красиво застилать свою постель и делать это каждое утро.
  2. После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на свое место.
  3. Если насорил – собери мусор, вытри пыль.
  4. Следи за своими вещами, за чистотой обуви.
  5. Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи.
  6. Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.
  1. Анализ анкетирования .

Анкета 1.

Дома я:

Всегда

Часто

Иногда

Никогда

Убираю свою постель.

Убираю свою комнату.

Мою посуду.

Хожу в магазин.

Стираю мелкие вещи.

Помогаю в уборке квартиры.

Ухаживаю за младшими.

Умею кое-что готовить.

Помогаю родителям по их просьбе во всех делах.

Помогаю родителям на даче.

Анкета 2.

С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?

Что тебе нравится больше всего из домашних дел?

Что тебе не нравится делать по дому?

Хвалят ли тебя за выполненную работу?

Если ты сделаешь что-то не так, тебя за это ругают?

Бывает ли так, что ты хочешь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?

Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?

Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?

Как ты думаешь, домашняя работа – это трудная работа?

Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?

  1. Анализ стихотворения Э.Успенского:

ЕСЛИ БЫЛ БЫ Я ДЕВЧОНКОЙ

Если был бы я девчонкой, Сам начистил бы картошки,

Я бы время не терял! Все свои игрушки сам

Я б на улице не прыгал, Я б расставил по местам!

Я б рубашку постирал От чего ж я не девчонка?

Я бы вымыл в кухне пол, Я бы маме так помог!

Я бы в комнате подмел, Мама сразу бы сказала:

Перемыл бы чашки, ложки, Молодчина ты сынок.

Вопросы:

  1. Какие дела можно детям делать дома самим?
  2. Их могут делать только девочки или только мальчики?
  3. Что же мешает герою этого стихотворения помогать маме?
  4. Что бы вы ему посоветовали?
  5. Обобщение.

Трудовые умения, привычка трудиться, приобретенные дома и в классе, пригодятся и во взрослой жизни.

Памятка для учеников. Как развить в себе желание выполнять домашние дела.

  1. Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.
  2. Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность, включи свои любимые мелодии. С ними работа идет веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.
  3. Выполнив какую-то часть работы, оцени ее и похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.
  4. Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть передохни.
  5. Закончив работу, еще раз посмотри, как у тебя все получилось, исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.
  6. Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свою квартиру или нет.
  7. Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя, свою лень, свое нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя все всегда получиться!

«Мой труд каждый день дома»

Цель: на конкретных примерах показать детям важность и ценность их труда.

учить выполнять свои обязанности по дому; воспитывать уважение к старшим и заботу о них.

Ход классного часа.

Вступительное слово педагога.

Дом есть лицо хозяина! По дому судят о людях, которые живут в нем.

Знакомство с темой классного часа.

Сегодня наш разговор будет о вашем труде дома.

У хороших хозяев теплый, гостеприимный, уютный дом. В такой дом всегда хочется прийти, потому что в нем царит доброжелательная атмосфера. Наверное, всякий человек стремится к тому, чтобы у него был такой дом. Добиться этого может каждый. А что нужно для этого сделать?

А для этого нужно себя приучить к каждодневному труду по дому.

Какие обязанности по дому, как вы помогаете взрослым? (Ответы учащихся).

(Дети с доски снимают любую карточку со знаком вопроса. На обороте записана история, которую зачитывает учитель или сами дети.)

История 1

(Чтение рассказа В. Осеевой «Печенье».)

Мама высыпала на тарелку печенье. Бабушка весело зазвенела чашками. Все уселись за стол. Вова придвинул тарелку к себе.

Дели по одному, - строго сказал Миша.

Мальчики высыпали все печенье на стол и разложили его на две кучки.

Ровно? - спросил Вова. Миша смерил глазами кучки.

Ровно. Бабушка, налей нам чаю!

Бабушка подала обоим чай. За столом было тихо. Кучки печенья быстро уменьшались.

Рассыпчатые! Сладкие! - говорил Миша.

Угу! - отзывался с набитым ртом Вова.

Мама и бабушка молчали. Когда все печенье было съедено, Вова глубоко вздохнул, похлопал себя по животу и вылез из-за стола. Миша доел последний кусочек и посмотрел на маму - она мешала ложечкой неначатый чай. Он посмотрел на бабушку - она жевала корочку черного хлеба.

Учитель. Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было радостно? (Выслушиваются высказывания детей. Вывешивается табличка «Будь внимателен к близким».)

История 2

Оля разбросала свои игрушки по всей комнате. Старшая сестра Нина подошла к ней и сказала сердито: «А ну, убери игрушки!» В это время в комнату вошла мама и сказала...

Учитель. Что сказала мама сестрам? (Дети высказывают свои предположения, а на доске появляется табличка «Содержи в порядке свою комнату».)

Кто уже сам наводит порядок в своей комнате?

История 3

А такую картину под вечер я вижу очень часто.

Усталая с работы

Пришла под вечер мать.

И видит, что у сына

Не прибрана кровать,

Что стынет чай в стакане,

Что пол не подметен,

Что, лежа на диване,

Читает книжку он.

Учитель. А как вы встречаете свою маму?

Что вы сделаете, если к вам пришел друг (подруга), а мама попросила вас ей помочь? (Дети высказываются.)

(На доске появляется надпись: «Помогай по дому».)

А у кого дома есть свое постоянное поручение? Что вы выполняете?

История 4

Миша пришел из школы. Снял пальто и шапку, бросил их на стул и вбежал в кухню со словами: «Бабушка, давай скорее есть!» Но бабушки дома не оказалось. Миша открыл холодильник, достал колбасу, выпил стакан молока и побежал гулять. Когда бабушка вернулась, в кухне на столе лежала колбаса, стоял грязный стакан, а дверца холодильника была приоткрыта. Бабушка тяжело вздохнула.

Учитель. Почему бабушка тяжело вздохнула? Как надо было поступить Мише? Почему надо обязательно закрывать холодильник?

(На доске надпись: «Убирай за собой все вещи на место».) Что вы можете убрать за собой?

История 5

А вот какой разговор произошел между бабушкой и внучкой. (Зачитывается рассказ В. Осеевой «Пуговица».)

У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее к фартуку.

А что, бабушка, - спросила она, - все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?

Вот уж не знаю, Танюша. Отрывать пуговицы умеют и мальчики и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам.

Вот как! - обиженно сказала Таня. - А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!

Учитель. Почему бабушка заставила Таню пришивать пуговицу? (На доске надпись: «Учись приводить в порядок свою одежду».) Кто из вас уже умеет пришивать пуговицы? (Если позволяет время, можно показать, как это делать, или устроить соревнование - кто быстрее пришьет пуговицу.)

А как еще вы можете приводить в порядок свою одежду? (Стирать носовой платок, носки, чистить ботинки и т. д.)

Вывод: Все правильно, но давайте сформулируем в виде правил обязанности по дому: что должны уметь дети, чтобы их дом был красивым?

Научить красиво, застилать свою постель и делать это каждое утро.

После занятий убирай книги и другие учебные принадлежности на свое место.

Если насорил – собери мусор, вытри пыль.

Следи за своими вещами, за чистотой обуви.

Старайся не ждать, когда тебя попросят о помощи.

Если видишь, что родители устали, будь к ним особенно внимательным, спроси, надо ли что-нибудь сделать.

ТЕМА: «Как мы трудимся в школе и дома»
Цель: раскрыть значимость труда в жизни человека.
Задачи:
– углублять и расширять понятия «труд», «трудолюбие»;
– развивать творческое воображение, способность к самоанализу;
– воспитывать стремление быть трудолюбивыми, уважать труд других людей.

1. Круг радости
– Здравствуйте, ребята! Я предлагаю начать наш урок с замечательной, всем известной песенки про Антошку (сл. Энтина, муз. Шаинского).

Антошка, Антошка! Пойдем копать картошку.

Тили-тили, трали-вали,
Это мы не проходили,
Это нам не задавали.
Парам-пам-пам.
Парам-пам-пам.


Антошка, Антошка! Готовь к обеду ложку.

Тили-тили, трали-вали,
Это, братцы, мне по силе,
Откажусь теперь едва ли.
Парам-пам-пам.

Беседа.
- Ребята, как вы думаете, почему Антошка не хочет копать картошку?
- Как называют человека, который не хочет и не любит трудиться?
- Какого человека можно назвать трудолюбивым?

Затем учитель вместе с детьми дает определение понятия «трудолюбие».

– Трудолюбие – это ценное качество человека, присущее тому, кто любит трудиться. Трудолюбие – это достоинство человека. Все великие люди были необычайно старательны и трудолюбивы.
Например, великий русский полководец Суворов от рождения был хилым, болезненным мальчиком. И только упорный ежедневный труд помог ему стать непобедимым.

Рассказ учителя.
(Изложение содержания сказки Ы. Алтынсарина «Паук, муравей и ласточка»).
Отец и его десятилетний сын шли по полю. Отец спросил сына:
– Видишь, вон ползет паук. Что он делает?
– Он плетёт свою паутину.
– А вон муравей, видишь?
– Вижу, он бежит с крошкой во рту.
– Посмотри вверх, кого вверху ты видишь?
– Вверху летит ласточка и держит в клюве травку.
Тогда отец говорит сыну:
– Вот милый мой! Эти маленькие существа могут служить для тебя примером.
Паук расставляет паутину, ловит в нее мух и комаров и употребляет их в пищу. Муравей бегает и ищет пищу для своих детей. Найдя крошку, он не съест её, а с радостью бежит с ней домой. Ласточка, чтобы устроить гнездо для своих птенцов, собирает травку.
Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать.
· Подумайте, чему учит отец сына в этой сказке?
· Какой вывод каждый из вас сделал для себя?
· Какие слова в этой сказке вы считаете самыми важными?
(«Нет ни одной живой души, которая не трудилась бы, и ты живешь не для того, чтобы бездельничать»).
Просмотр фрагмента мультфильма «Дудочка и кувшинчик» (по В. Катаеву)

Учитель, обобщая ответы детей, акцентирует внимание на том, что ни одно живое существо не обходится без труда. Трудится бобер, строя плотину, птички вьют гнезда, лисы, мыши, кроты роют себе норы. Даже росток, пробивающийся к свету – трудится. Много трудится и человек:
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба.
Трудимся и мы с вами.
– В чём заключается ваш труд?
Творческая деятельность.
Учитель предлагает детям нарисовать рисунки о том, как они трудяться.

Ю.П. Мориц «Трудолюбивая старушка»

Ленивая кошка
Не ловит мышей.
Ленивый мальчишка
Не моет ушей.
Ленивая мышка
Не выроет норку.
Ленивый мальчишка
Не любит уборку.
Ленивая мушка
Не хочет летать.
Ленивый мальчишка
Не хочет читать!
Что делать, скажите,
Добрейшей старушке,
Когда завелись
У старушки в избушке:
Ленивая кошка,
Ленивая мышка,
А также ленивая
Сонная мушка
И с ними в придачу
Ленивый мальчишка?
Старушка пошла на охоту –
За кошку!
Привыкла и ловит
Мышей понемножку.
За мышку под бревнами
Вырыла норку,
Мешочек пшена притащила
И корку.
Потом – за мальчишку! –
Затеяв уборку
И быстренько уши помыв
За мальчишку,
Старушка взяла
Интересную книжку,
Которую залпом прочла –
За мальчишку!
Теперь –
За ленивую, сонную мушку! –
Старушка расправила
Нежные крылья
И вдаль полетела
Проведать подружку!
Ах, завтра старушке
Придется опять
За мушку – летать,
За мальчишку – читать,
За кошку – мышей на охоте
Хватать,
За мышку – в норе
Под бревном хлопотать.
Как жили бы в этой
Ленивой избушке,
Не будь на земле
Неленивой старушки?

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «hatewall.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «hatewall.ru»