Как видно из содержания предыдущей главы, абсолютная монархия, хотя и продолжает действовать в качестве формы правления в некоторых государствах Востока, все-таки постепенно вырождается. Современные демократические веяния проникают в глубину монархической системы и разрушают ее изнутри. Чтобы не потерять власть и устоявшуюся форму правления, правители вынуждены идти на введение определенных ограничений против своей собственной власти. Наиболее распространенными способами являются дарование или принятие конституции: монарх дарует или народ принимает путем референдума. Так и формируется конституционная монархия. Но здесь важно заметить, что отсутствие конституции как единого документа не исключает возможность существования конституционной монархии. Под данным словосочетанием, в первую очередь, понимается не формальное наличие конституции, а реально установленный и действующий конституционный строй в государстве. Ярким примером может служить Великобритания. Конституция может в различной степени ограничивать полномочия монарха. Полностью, вплоть до того, что монарх «играет» лишь формальную роль в государстве (Великобритания), и формально, где власть правителя осталась прежней (Саудовская Аравия).
Конституционная монархия -- форма правления, при которой власть монарха ограничена в некоторых или во всех сферах государственной власти таким образом, что он не обладает верховными полномочиями в данных сферах.
Исходя из этого, мы можем сказать, что конституционная монархия служит своеобразным антиподом абсолютной. Разница бывает настолько велика, что иногда трудно отличить, где монархия, а где республика. Например, в последнее время все чаще ту же Великобританию стали называть «почти республикой». Однако истинный англичанин, услышав подобное выражение, может очень сильно обидеться, так как с национальными и религиозными чувствами людей нужно весьма аккуратно «обращаться», а шутить можно только лишь «со знанием дела».
Конституционную монархию принято делить на два вида:
1. Дуалистическая
2. Парламентарная
Рассмотрим каждый из видов более подробно.
Дуалистическая монархия
Исторически сложилось, что данная форма монархии служит переходной стадией от абсолютной к парламентарной. Дуалистическая монархия появилась в XVIII веке в результате компромисса между «растущей» буржуазией и еще властвующей феодальной верхушкой общества. В связи с этим, она обладает, примерно в равной степени, чертами и особенностями двух других видов монархии. Она является, образно говоря, синтезом между ними. Из этого следует вывод, что:
Дуалистическая монархия - разновидность конституционной монархии, которой присущи черты как абсолютной, так и парламентарной монархий.
Из определения становится понятно: чтобы разобраться и понять сущность такой формы монархии, нужно узнать, «чьих» черт больше в ней, какие из них преобладают.
Начнем с тех, которые сохранились и успешно «перешли» от абсолютной монархии:
Монарх имеет верховенство в судебной власти.
Монарх имеет верховенство в исполнительной власти.
Монарх формирует и контролирует деятельность правительства.
Монарх издает чрезвычайные указы, имеющие силу закона, которые не нуждаются в одобрении парламентом.
Монарх имеет право отлагательного вето по отношению к законам парламента, то есть без его утверждения закон в силу не вступит.
Монарх может распустить парламент.
Монархия является наследственной.
Выходит, что по сравнению с абсолютизмом, произошли не такие уж большие изменения. Правитель утратил свое влияние только лишь в законодательной сфере. Однако подобное ограничение, как показала история, оказалось весьма существенным.
Черты, присущие парламентарной монархии, следующие:
Монарх не имеет право самочинно вводить новые налоги.
Монарх не имеет права изменять старые и вводить новые законы без согласия на то парламента.
Законодательная власть принадлежит парламенту, который избирается подданными.
Внесение подобных изменений в строй абсолютной монархии требовала богатая буржуазия, которая стремилась усилить свою власть в государстве и расширить свои полномочия. Самым главным рычагом влияния парламента на действия монарха стало то, что парламент утверждал государственный бюджет. Это говорило, о том, что правитель утрачивал единоличную экономическую власть, а также не мог расходовать средства государственной казны по своему личному усмотрению или, тем более, в личных целях. Но поскольку бюджет утверждается только один раз в год, то время влияния парламента на монарха весьма недолгосрочно.
В других государственных сферах также есть разграничение влияния между монархом и парламентом, но они не столь значительны.
Таким образом, можно сделать вывод, что в дуалистической монархии, несмотря на присутствие и значительное влияние черт парламентарной, превалируют характерные особенности абсолютизма. Как правило, в чистом виде такая форма монархии долго не существовала. Она постепенно приобретала черты парламентарной и, с течением времени, переходила в нее. Однако все же есть государства, в которых установлена чистая дуалистическая монархия, это: Иордания, Кувейт (также относят и к абсолютной монархии), Люксембург, Монако, Лихтенштейн, Объединённые Арабские Эмираты. Существует также ряд отдельных стран, где дуалистическая монархия «смешалась» с парламентарной, то есть приобрела ее характерные черты, но способ управления государством практически не изменился или вовсе остался прежним. К таким странам мы относим: Марокко, Иорданию, Таиланд, Непал, а также Малайзию.
Если говорить о роле монарха, то, по сравнению с абсолютизмом, его незыблемый авторитет и государственная значимость снизились. В первую очередь это выражается в том, что у народа появилась альтернатива действующей власти в «лице» парламента. Появляется определенная свобода действий в культурных и других государственных сферах. Политический режим характеризуется как авторитарный. Но главное, что есть в монархии, остается не тронутым - монарх остается «объединяющим началом» и символом единства и нерушимости государства.
В дуалистических монархиях (Кувейт, Бахрейн) король делит свои законодательные полномочия с избираемым высшим представительным органом.
В конституциях этих стран взаимоотношения короля и законодательного органа власти определены достаточно четко: так, Конституция Кувейта прямо закрепляет, что законодательная власть принадлежит эмиру и Национальной ассамблее, исполнительная - эмиру,
Совету министров и министрам, а судебная власть - судам, которые осуществляют ее в соответствии и в пределах, установленных конституцией от имени эмира (статья 53). Эмир осуществляет свою власть через министров, которых он назначает и освобождает от должности по рекомендации премьер-министра. Самого премьер-министра также назначает эмир «после традиционных консультаций». Премьер- министр и министры несут коллективную ответственность перед эмиром за общую политику государства, а каждый министр несет индивидуальную ответственность перед эмиром за функционирование своего министерства. Каждый министр также несет ответственность и перед Национальной ассамблеей за те вопросы, которые находятся в ведении этого министерства. Отставка министра осуществляется по его личной просьбе или по требованию не менее 10 депутатов. Если Национальная ассамблея выразит недоверие министру, он считается отстраненным от должности. В сфере законотворчества эмир имеет право инициировать, утверждать и промульгировать законы. Он может возвратить законопроект для повторного рассмотрения на основе обоснованного декрета, но, если Национальная ассамблея повторно голосует за принятие данного законопроекта большинством в 2/3 своих членов, эмир его промульгирует в течение 30 дней.
В соответствии с поправками, внесенными в Конституцию Бахрейна в 2011 г., парламент имеет право обращаться к монарху с просьбой об отставке министров и премьер-министра; требовать отчета от главы правительства и частично контролировать деятельность правительства на предмет ее соответствия национальным интересам. Король должен консультироваться с главами избранного парламента и назначенного Консультативного совета перед роспуском законодательного органа. Только избираемая палата имеет право голосовать по вопросу о доверии премьер-министру и вручать свое решение королю, который будет принимать окончательное решение об отставке премьер-министра.
Примером дуалистической монархии является и Кувейт, где эмир конституцией 1962 г. провозглашен «главой государства», который приносит присягу перед Национальной ассамблеей перед вступлением в должность. Правителем Кувейта, носящим официальный титул «Его Величество Эмир Государства Кувейт», может быть только прямой потомок Мубарака ибн ас-Сабаха. Принадлежность к роду ас-Сабахов является обязательной и для наследного принца (шейха), который назначается указом эмира с одобрения Национальной ассамблеи.
Исторический опыт династии ас-Сабахов принципиально отличается от саудовского, так как их утверждение у власти не было связано напрямую с религиозным фактором, они не претендовали на родственную связь с Пророком Мухаммедом и не совершали военные походы для расширения территории своего государства. Поэтому статья 6 конституции провозглашает, что «система правления в Кувейте - демократическая, суверенитет принадлежит народу (аль-умме) - источнику всех властей». Система управления в этом государстве функционирует на принципе разделения властей, которые «осуществляют сотрудничество друг с другом» и «не могут передавать все или часть своих полномочий, определенных в конституции».
Законодательная власть по конституции принадлежит эмиру и Национальной ассамблее (Маджлис аль-умма) , а исполнительная власть - эмиру и кабинету министров. Судебную власть от имени эмира осуществляют суды «в границах, установленных конституцией». Эмир осуществляет свою власть через министров, которых он назначает и освобождает от должности по рекомендации премьер-министра. Самого премьер-министра также назначает эмир «после традиционных консультаций».
Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед эмиром за общую политику государства, а каждый министр несет индивидуальную ответственность перед эмиром за функционирование своего министерства. Каждый министр также несет ответственность и перед Национальной ассамблеей за те вопросы, которые находятся в ведении этого министерства. Отставка министра осуществляется по его личной просьбе или по требованию не менее 10 депутатов. Если Национальная ассамблея выразит недоверие министру, он считается отстраненным от должности, при этом министры - члены Национальной ассамблеи - в голосовании по вотуму недоверия не участвуют.
Отставка премьер-министра осуществляется декретом эмира и влечет за собой отставку всего кабинета. Вопрос о недоверии премьер- министру не подлежит обсуждению в Национальной ассамблее. Тем не менее, если Национальная ассамблея примет решение, что не может далее сотрудничать с этим премьер-министром, вопрос о доверии премьеру передается на рассмотрение главы государства. В этом случае эмир может или освободить премьер-министра от занимаемой должности, или распустить Национальную ассамблею. В случае роспуска Национальной ассамблеи, если вновь избранная Национальная ассамблея решит большинством голосов, что она также не может сотрудничать с упомянутым премьер-министром, то эмир должен отправить его в отставку и сформировать новый кабинет.
Эмир может распустить Национальную ассамблею путем издания обоснованного декрета, однако по одному и тому же основанию Национальная ассамблея не может быть распущена дважды. В случае роспуска выборы в новую Национальную ассамблею должны состояться в период, не превышающий двух месяцев со дня ее роспуска. За всю историю независимого развития Кувейта парламент распускался 4 раза: в 1976 (был восстановлен только в 1981 г.), 1986 (парламента не было до 1990 г.), 1991 и в 1998 гг.
Эмир созывает своим декретом Национальную ассамблею на очередную сессию в октябре каждого года, однако статья 86 оговаривает, что если такого декрета не последует до 1 октября, то Национальная ассамблея собирается в третье воскресенье октября, в 9.00 часов утра. Эмир может созвать Национальную ассамблею на чрезвычайную сессию и продлить работу очередной или чрезвычайной сессии.
В сфере законотворчества эмир имеет право инициировать, утверждать и промульгировать законы. Эмир может возвратить законопроект для повторного рассмотрения на основе обоснованного декрета. Если Национальная ассамблея повторно голосует за принятие данного законопроекта большинством в 2/3 своих членов, эмир его промульгирует в течение 30 дней.
Эмир назначает губернаторов (как правило, представителей правящей династии) в провинции и крупные города страны, кандидатуры которых утверждаются Национальной ассамблеей. Муниципальные советы в провинциях и городах избираются, а их председатели и заместители назначаются правительством.
Эмир является главнокомандующим вооруженными силами; он назначает и увольняет высших офицеров в соответствии с законом; объявляет своим декретом «оборонительную войну»; «наступательная война» запрещена. Эмир объявляет о введении в стране чрезвычайного положения путем издания декрета, который представляется в Национальную ассамблею в течение 15 дней после его издания. Если объявление чрезвычайного положения происходит в период, когда Национальная ассамблея распущена, декрет должен быть представлен новой ассамблее на ее первой сессии. Продление срока чрезвычайного положения может состояться, только если за это проголосует большинство членов Национальной ассамблеи; при этом вопрос о продлении чрезвычайного положения ставится каждые 3 месяца. Если декреты эмира не представлены в Национальную ассамблею, они прекращают свое действие без дополнительного решения по этому вопросу.
Эмир заключает договоры путем издания декрета и передает их в Национальную ассамблею. Договор вступает в законную силу после его подписания, ратификации и опубликования в «Официальной газете». Однако договоры о мире и союзах, договоры, касающиеся территории государства, его суверенитета и природных ресурсов, публичных или частных прав граждан, договоры о торговле и мореходстве, договоры, влекущие дополнительные расходы, не предусмотренные государственным бюджетом, а также договоры, предусматривающие изменение законодательства Кувейта, вступают в силу только на основании специально принятых законов.
Определенная специфика статуса главы государства имеется в Катаре и Омане, где парламент отсутствует, однако Совет шуры (Консультативный совет) в Омане уже трансформирован в двухпалатный орган, который избирается подданными и обладает правом законодательной инициативы, так же как и в Катаре. Иногда этот тип монархии определяют как «совещательный парламентаризм».
В Катаре законодательная власть осуществляется Советом шуры, который одобряет общую политику правительства, бюджет страны и осуществляет контроль над исполнительной властью (статья 76 конституции 2003 г.). Совет шуры состоит из 45 членов, 30 из которых избираются путем прямого, всеобщего и тайного голосования, а 15 человек назначаются эмиром из министров или других лиц. На эмира возложена исполнительная власть, которую он осуществляет при помощи Совета министров.
Эмир назначает премьер-министра, а по его предложению - остальных министров, освобождает их от должности и принимает отставку. Эмир правомочен учреждать и организовывать министерства и другие правительственные органы и определять их функции, а также консультативные органы, которые будут оказывать ему помощь в управлении и контроле. Статья 121 конституции устанавливает, что Совет министров осуществляет полномочия «высшего исполнительного органа и руководит всеми внутренними и внешними делами, входящими в его юрисдикцию, в соответствии с Основным законом и действующим законодательством». Эмир может потребовать от премьер-министра и министров представить отчет по любому вопросу государственного значения, находящемуся в пределах его полномочий.
Премьер-министр и министры несут коллективную ответственность перед эмиром за осуществление общей правительственной политики, а каждый из них - индивидуальную ответственность перед эмиром за осуществление своих полномочий и выполнение обязанностей. Конституция Катара предусматривает и определенную роль премьер-министра, который «председательствует на заседаниях Совета министров, организует эти заседания и контролирует координацию работы различных министерств с целью достижения единства и гармонии правительственных органов» (статья 125).
- Кувейтские историки утверждают, что идеи представительной власти в страненачали пробивать себе дорогу еще в начале 1920-х годов XX в., когда при эмире былсформирован первый Консультативный совет (Маджлис аш-шура), состоявший из 12весьма уважаемых в стране людей. В 1938 г. было сформировано Законодательноесобрание, сходное по своим функциям с современным парламентом, однако этот органпросуществовал всего 6 месяцев.
При дуалистической монархии правитель формально согласовывает свои действия с другими представителями власти, например с парламентом. Но на практике он может любое свое решение привести в жизнь и принять единолично. Так как всех сотрудников правящего аппарата и советников монарх выбирает сам и при малейшем неповиновении может их уволить.
Свое название данная форма правления получила из-за того, что в структуре власти страны, помимо монарха, имеется еще одно важное лицо - первый министр. Суть такой двойной власти подразумевает, что все распоряжения монарха должны подтверждаться министром и только после этого приводиться в жизнь.
Однако первого министра может назначить только сам монарх, и он же может снять его с должности по своему желанию. Таким образом, дуалистическая монархия часто сводится к абсолютной власти, передающейся от поколения к поколению по династии.
История дуалистической монархии
Дуалистическая монархия исторически развилась как переходная форма от абсолютной к конституционной монархии. В ее строе предполагается наличие конституции. Парламент принимает законы, а управление в руках монарха. Именно он назначает исполнительных министров, которые несут ответственность только перед ним.
Правительство реально подчиняется обычно воле монарха, но формально несет двойную ответственность перед парламентом и монархом. Особенность системы правления в том, что власть монарха хоть и ограничена конституцией, но и в силу конституционных норм, и в силу традиций единоличный правитель сохраняет широкие властные полномочия. Это и ставит его в центр политической системы государства.
Среди историков преобладает точка зрения, что дуалистическая монархия является своеобразным компромиссом между абсолютной властью монарха и стремлением народа участвовать в политической жизни государства. Зачастую подобные режимы становятся промежуточным звеном между республикой и абсолютной монархией (диктатурой).
При дуалистической монархии правитель обладает правом абсолютного вето, это означает, что он может заблокировать любой закон и вообще без его утверждения тот не вступит в силу. Помимо этого, монарх может издавать чрезвычайные указы, которые имеют силу закона и даже более высокую, а главное, он имеет право распускать парламент. Все это во многом фактически заменяет дуалистическую монархию абсолютной.
В настоящее время подобный государственный аппарат почти не встречается. Большинство стран выбрали президентско-парламентский тип управления, подкрепляемый голосом народа.
Страны с дуалистической монархией
Некоторые государства и сегодня остаются верными исторически сложившимся традициям в системе управления. Среди них можно найти примеры дуалистической монархии. Такие государства есть на всех континентах Восточного полушария. В частности, в Европе к ним относятся:
- Люксембург,
- Швеция,
- Монако,
- Дания,
- Лихтенштейн.
На Ближнем Востоке:
- Иордания,
- Бахрейн,
- Кувейт,
- Объединенные Арабские Эмираты.
На Дальнем Востоке можно назвать Японию. Ряд этих стран политологи одновременно относят к абсолютной монархии, где вся исполнительная и законодательная власть находится в руках одного правителя. Стоит отметить, что в некоторых государствах понятия конституционная и дуалистическая монархия считаются синонимами. Например, это страны: Швеция, Дания, Люксембург. В странах Азии и Африки: Марокко, Непале и Иордании, также существует дуалистическая монархия.
Но все же сегодня политическая система, при которой власть государя значительнее парламентской, можно назвать довольно редким явлением. Монархии как таковые либо, как в странах Европы, превратились в декорацию, либо просто исчезли с политической карты мира.
Историки называют несколько стран, где дуалистический принцип управления государством реально существовал на рубеже XIX-XX веков. Это, например, было во многих важных странах: Италии, Пруссии, Австро-Венгрии. Однако такие системы власти были сметены революциями и мировыми войнами.
Даже такие признанные дуалистические монархии, как Марокко и Иордания, по мнению политологов, скорее тяготеют к абсолютизму. Впрочем, это можно объяснить значительной ролью традиций и обычаев в мусульманской стране. В Иордании, например, правительство несет ответственность перед парламентом, но если парламент захочет сместить кабинет министров, то ему потребуется на это одобрение короля. Это значит, что монарх имеет все рычаги, чтобы при необходимости не обращать внимания на мнение законодательной власти.
Ретроспектива
В Российской империи ненадолго также была установлена дуалистическая монархия. Это случилось в 1905 году, когда авторитет императора Николая II резко упал. Снижение популярности было обусловлено поражением в войне против Японии и вооруженными восстаниями среди населения, закончившиеся невиданным кровопролитием. Под давлением общественности Николай II согласился поступиться своей абсолютной властью и учредил парламент.
Период дуалистической монархии в России продолжался до 1917 г. Это было десятилетие между двумя революциями. Все это время между законодательной и исполнительной властью регулярно вспыхивали конфликты. Поддерживаемый премьер-министром Петром Столыпиным Николай II не раз распускал парламент. Только Государственная Дума третьего созыва проработала весь отведенный законом период вплоть до Февральской революции.
Наиболее ярким представителем дуалистической монархии в прошлом считается Австро-Венгерская империя. Эта форма правления была установлена с 1867 года и до момента распада империи. Особенностью данного государства было то, что оно делилось на две автономные друг от друга части со своими правилами и законами.
При взгляде еще более глубоко в века, можно обнаружить подобную форму государственного правления во всей Европе и в Азии. Дуалистическая монархия была как переходный этап от абсолютной власти престола к парламентскому строю, длившемуся много веков.
Устойчивость системы дуалистической монархии
Устойчивость системы дуалистической монархии основана на разделении власти. Чаще всего при этом сравнивается дуалистическая и парламентская монархия, признаки которых схожи. Однако если в парламентской монархии разделение властей полноценно, то дуалистической оно урезано. Когда монарх вмешивается в работу парламента или блокирует его решения, то таким образом он лишает народ представительства в политической жизни государства.
Именно подобная размытость дуалистической монархии нарушает ее устойчивость. Поэтому обычно такие режимы в исторической перспективе не существуют длительное время. При разделении властей обычно происходит борьба между свободолюбивой частью общества и консервативным институтом монархии. Подобное противостояние заканчивается победой только одной из сторон.
Дуалистическая монархия
Конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширные властные полномочия.
Дуалистическая монархия - монархия, при которой власть монарха ограничена в законодательной области парламента. При этом монарх имеет неограниченное право роспуска парламента, абсолютного вета на закон. Правительство формирует монарх, поэтому реальная политическая власть сохраняется у монарха.
К дуалистическим монархиям в современном мире можно отнести Иорданию, Марокко, Свазиленд, Кувейт (последнюю иногда относят к абсолютной монархии).
В Российской империи дуалистическая монархия просуществовала с 1905 года до 1917 года. Также дуалистическая монархия была в Японии в последней трети 19 века.
Характерной особенностью дуалистической монархии является формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Исполнительная власть находится в руках монарха, законодательная - у парламента. Последний, однако, фактически подчиняется монарху.
В настоящее время в мире дуалистических монархий в чистом виде не сохранилось, хотя они и были нередки в прошлом (например, в Италии, Пруссии, Австрии и др. странах). Сегодня определенные черты таких монархий в той или иной мере присущи таким странам, как Иордания, Марокко и Непал, поскольку в них сочетаются черты дуалистических и парламентарных монархий. В Иордании, например, хотя и имеется парламент, перед которым формально ответственно правительство, однако власть парламента серьезно ограничена прежде всего тем, что его акты, включая вотумы недоверия правительству, подлежат утверждению королем и что государственное управление в стране реально осуществляет именно король. В Марокко вотум недоверия правительству не нуждается в одобрении короля, но правительство ответственно не только перед парламентом, но и прежде всего и фактически перед королем, которому принадлежит общее руководство аппаратом управления, армией, полицией и др., хотя он и не стоит во главе правительства. Помимо этого король обладает правом отлагательного вето в отношении принятых парламентом законов и правом роспуска парламента. В Непале по Конституции 1990 г. правительство ответственно формально только перед парламентом, но реальная власть и здесь принадлежит королю и правительство фактически по традиции полностью подчиняется ему. В этой стране особенно наглядно сочетаются черты дуалистической и парламентарной монархий.
По традиционному устройству
Древневосточная монархия
Первая в истории человечества форма государственного правления. Имела уникальные, присущие только ей черты. В государствах Востока значительную роль в общественной жизни играли отношения общественного строя, патриархального быта. Рабовладение носило коллективный или семейный характер, и только государственные рабы всецело принадлежали монарху. Такую организацию государственной власти в странах Древнего Востока называли восточной деспотией. Но это деспотическое правление существовало далеко не во всех странах Древнего Востока, в государствах древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами республиканского правления и сословного самоуправления. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. В древней Индии в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников.
Феодальная монархия
Разновидность монархии и форма правления, при которой в экономике преобладает сельскохозяйственное производство, господствует натуральное хозяйство, существует две основных социальных группы: феодалы и крестьяне. Характерно использование методов внеэкономического принуждения, соединение верховной власти с землевладением. С точки зрения марксистской теории феодализм - общественно-экономическая формация, приходящая на смену рабовладельческой и предшествующая капиталистической 4 .
Раннефеодальная монархия
Форма правления, хронологически первая из форм феодальной монархии. Развивается при переходе к феодализму в зависимости от климатических особенностей региона либо от рабовладельческого строя (Южная Европа, Северная Африка, Передняя Азия, Средняя Азия, Индия, Китай), либо непосредственно от первобытнообщинного строя (Западная Европа, см.варварские королевства, Северная Европа, Восточная Европа). Сохраняется также в период феодальной раздробленности. Хронологически предшествует сословно-представительной монархии (некоторые исследователи выделяют промежуточный этап вотчинной монархии).
В условиях военной демократии князь (король), опираясь на дружину, из выборного военачальника превращается в главу государства и начинает передавать верховную власть по наследству. Он начинает назначать должностных лиц (графов, «мужей») в качестве своих наместников в округах (в городских центрах союзов племён), позднее наместники монарха заменяют собой и выборных должностных лиц более низких уровней (сотников).
С ростом территории государства, ростом бюрократического аппарата, разветвлением правящей династии происходит политическая децентрализация, на утверждение той или иной кандидатуры на монаршем престоле начинают влиять крупные феодалы. Верховная власть становится номинальной.
На следующем этапе, при полном развитии слоя мелких феодалов на местах и городского сословия, глава государства в союзе с ними получает возможность ущемить права крупных феодалов, территориально увеличить свой домен и начать процесс централизации государства, вновь сделать свою власть реальной и наследственной.
Вотчинная монархия
Разновидность монархии и этап развития феодальных государств, следующий за феодальной раздробленностью в узком смысле слова (феодальной анархией, аристократическим строем) и предшествующий сословно-представительной монархии. Основными чертами вотчинной монархии являются:
закрепление верховной власти за одним из крупных феодалов и его потомством, прекращение выборов монарха крупными феодалами.
восстановление фактического лидерства главы государства.
начало централизации и создания национального государства в союзе с мелкими и средними феодалами (см. рыцарь, боярин), а также с третьим сословием.
существование совета представителей вассалов при главе государства, в который впоследствии (при переходе к сословно-представительной монархии) допускаются делегаты от третьего сословия.
Классическими вотчинными монархиями являются Англия и Франция XII-XIII веков.
Признаки вотчинной монархии наблюдаются во Владимиро-Суздальском княжестве начиная со второй половины XII века, когда младшие Юрьевичи с помощью горожан наносят решающее поражение старому боярству, влиявшему на порядок наследования. Монгольское нашествие на Русь вмешалось в естественный ход развития Руси, и следующий первый факт передачи верховной власти без учёта мнения крупных феодалов относится лишь к 1389 году. 5
Сословно-представительная монархия
Форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах власти неравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.
Ограничение власти монарха связано с развитием товарно-денежных отношений, которые подорвали основы замкнутого, натурального хозяйства. Возникла политическая централизация, организовалась сословно-представительная монархия - форма, при которой власть главы государства ограничена сословно-представительными органами (Собор, парламент, Генеральные штаты, сейм и т.п.)
В России сословно-представительная монархия возникла в XVI веке в период правления Ивана IV Грозного, на фоне других прогрессивных реформ этого политического деятеля в области права и государственного правления. Началом существования данной формы правления в России можно считать созыв Земского Собора 1549 года, хотя первый случай созыва совета с участием различных сословий впервые упоминается под 1211 годом в связи с вопросом о престолонаследии в Владимиро-Суздальском княжестве (Князь великий Всеволод созвал всех бояр своих с городов и волостей и епископа Иоанна, и игумены, и попы, и купцы, и дворяны, и все люди).
Теократическая монархия
Система правления, при которой важные общественные дела решаются по божественным указаниям, откровениям или законам. Согласно другому определению - политическая система, при которой религиозные деятели имеют решающее влияние на политику государства.
Выборная монархия
Монархия, при которой следующий монарх не наследует власть автоматически (по смерти, ухода или окончания полномочий предыдущего), а выбирается (формально или реально). Фактически - промежуточная форма правления между монархией и республикой.
По качеству монархической власти
Истинная монархия - Это именно есть та монархия, в которой одно лицо получает значение Верховной власти: не просто влиятельной силы, а власти верховной. Это же может случиться, во вполне чистом виде, только при одном условии: когда монарх, вне сомнения для нации и самого себя, является назначенным на государственное управление от Бога. Но для того, чтобы она могла быть действительно Верховной властью Божественного нравственного начала, эта монархия должна быть создана истинной верой, верой в истинного, действительно существующего Бога.
Монархия деспотическая, или Самовластие - отличается от истинной монархии тем, что в ней воля монарха не имеет объективного руководства. В монархии истинной воля монарха подчинена Богу, и притом очень ясно. Она имеет своим руководством Божественное учение, нравственный идеал, ясный долг, и все это существует не только как учение, но и как реальное содержание народной души, с которой пребывает Сам Бог. Посему в истинной монархии произвол Верховной власти принципиально невозможен. Фактически, конечно, он возможен, но как исключительное и недолговременное явление. Его существованию противодействуют все силы, какими живёт нация и сам Монарх. Но есть монархии, в которых личная Верховная власть основана на ложных религиозных концепциях, и они тогда порождают из этой личной власти произвольную, то есть деспотическую. Зависит это от того, что эти ложные религиозные концепции связаны или с личным обожествлением монарха, или с божеством, сознаваемым только как некоторая огромная сила, без нравственного содержания, и не живущая в самой душе людей, составляющих данную нацию. Это - власть Верховная, но совершенно произвольная.
Монархия абсолютная - абсолютизм, как по смыслу понятия, так и по смыслу исторического факта, означает власть ничем не созданную, ни от чего, кроме самой себя не зависящую, ничем, кроме самой себя, не обусловленную. Когда народ сливается с государством - власть государственная, выражая самодержавие народа, делается абсолютной. Тут монарх обладает всеми властями, все их в себе сосредоточивает, но власти верховной не представляет. Все власти, у него сосредоточенные, суть власти народные, ему только переданные временно или на веки, или наследственно. Но как бы ни давалась эта власть, она все-таки есть народная, по тому самому, что она абсолютна. 6
Достоинства и недостатки монархической формы правления
Одним из главных достоинств монархии является способность сохранять не формальность отношений монарха и подданного. Возможно, в силу этого монархия является более действенным символом единства. Правильно устроенная монархия может быть символом единства многонационального государства, в том числе империи. Монархия также может являться символом единства нации, общественной стабильности. Даже формально конституционные, а фактически декоративные монархии (вроде современной монархии в Великобритании) продолжают исполнять эту важную миссию - миссию символа и инструмента единства.
В сфере социальных отношений монархия проводит исключительно благородные принципы. Это, например, верность - один из самых благородных критериев в отношениях между людьми.
Одним из достоинств монархии является возможность принятия оперативного решения в случаях, когда времени на обсуждение просто нет. Еще одним важным достоинством монархии является способность эффективно выдвигать наиболее талантливых людей на руководящие посты. В монархической системе эта способность гораздо выше, нежели в республиканской. Президент или премьер-министр будут видеть в талантливом министре или генерале конкурента, а следовательно, будут всячески придерживать его. Монарх социально выведен из конкуренции и сам заинтересован в выдвижении талантливых людей, так как для него поражение страны - это угроза отречения, а гибель страны - гибель династии.
Главный недостаток династической монархии - случайность рождения. При династическом наследовании нет гарантии, что не родится умственно неполноценный наследник. Очень часто династические наследники являли собой противоположность своим родителям. Взять, например, царствование Екатерины II и ее сына Павла. Екатерина царствовала, сосредоточив вокруг себя все величие. Павел был полной противоположностью своей матери. Павел принес с собой на престол не обдуманную программу, не знание дел и людей, а только обильный запас горьких чувств.
Установленный незыблемый порядок вещей остался отрадным воспоминанием о екатерининской эпохе, тогда как правление Павла запечатлелось ощущением тяжкого гнета, безысходного мрака, обреченности.
Еще одним широко распространенным недостатком монархии является фаворитизм, склонность к выдвижению любимцев. На Руси во второй половине XVIII века фаворитизм стал почти государственным учреждением.
Оба эти недостатка можно устранить составными политическими системами, в которых монархия - не единственная форма, а действует в сочетании с другими формами аристократией или демократией.
Заключение
В последние годы процесс "республиканизации" заметно замедлился. Государства, имеющие монархов, не спешат расставаться со своими традициями и институтами. Наоборот, во многих регионах мира, где давно уже утвердились республики усиливается ностальгия по монархической системе. Многие люди связывают с ней ту стабильность и преемственность политической власти, которой так не хватает многим молодым демократиям. Сказанное касается таких стран как Азербайджан, Грузия, Молдова, а в какой то степени и России. В некоторых странах, истерзанных гражданской войной на восстановление монархии смотрят, как на последний шанс достичь национального примирения. Именно с этой целью впервые за многие годы была восстановлена монархия в Камбодже в 1993 г. Всерьез рассматривался вопрос о возвращении власти афганскому королю в изгнании Захир-Шаху. В отдельных случаях попытки восстановить монархию предпринимаются и диктаторами-авантюристами (классический пример - провозглашение в 1976 г. императором Бокассы в ЦАР). Свои монархические движения существуют во Франции, Италии, Греции и ряде других стран.
В современных условиях есть такие нетипичные монархии, где глава государства не пожизненный и не наследственный, а избирается через определённый промежуток времени. Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) выборы монарха проводят раз в пять лет. Это сближает монарха с президентом, а форма правления приближается к республиканской. Однако оба названных государства являются, несомненно, монархиями.
Некоторые политики считают, что в настоящее время в нашей стране может быть более приемлемо правление монарха. За последние десятилетия в России произошел сильный упадок экономики, практически полностью были парализованы промышленность, сельское хозяйство и многие другие отрасли. Процветал бандитизм, все чаще встречаются случаи коррумпированной власти и правоохранительных органов. Постоянно идет борьба за высшие должности. В такой обстановке страна развиваться и прогрессировать не может.
Социалистическое прошлое нашей страны, когда провозглашались равенство политических и гражданских прав, декларировалось социальное равенство, повлияло на современное государство. Переходный период становления формы правления нашего государства закончился, власть все более централизуется в руках главы государства, наличие выборных органов только создает видимость принятия коллективного решения по знаковым для страны вопросам. Многочисленные обращения депутатов различных уровней, видных политиков которые обращаются с конституционной инициативой об изменении основного закона - Конституции, по вопросу продления полномочий действующего президента, обсуждение кандидатуры приемника президента, позволяют утверждать, что Россия не изжила стремления к монархической форме правления.
В современном мире сохраняется конституционная монархия в двух своих формах: дуалистической и парламентской.
Дуалистическая монархия
Дуалистическая монархия характеризуется определенными признаками. Прежде всего, при этой форме правления существует одновременно два политических учреждения - монархия и парламент, которые делят между собой государственную власть. Эта двойственность (дуализм) выражается в том, что монарх юридически и фактически независим от парламента в сфере исполнительной власти. Дуалистическая монархия не знает института парламентской ответственности правительства.
В ряде стран Азии и Африки ограниченные монархии действуют в виде дуалистических монархий (например, в Марокко, Иордании и др.). Здесь наблюдается уже возникающее или довольно развитое разделение властей, во всяком случае, отделение законодательной власти от исполнительной. Законодательная власть принадлежит в принципе парламенту, который избирается подданными или определенной их частью. Исполнительная власть принадлежит монарху, который может осуществлять ее непосредственно или через назначаемое им правительство. Судебная власть принадлежит монарху, но может быть более или менее независимой.
Однако разделение властей при данной форме правления обычно урезанное. Хотя законы принимаются парламентом, монарх пользуется правом абсолютного вето (от лат. veto - запрещаю). Этот акт не позволяет закону вступить в силу. Монарх в дуалистической монархии обладает неограниченным правом на издание указов, т.е. может издавать чрезвычайные указы, имеющие силу закона. А главное, может назначать в верхнюю палату и распускать парламент, заменяя фактически дуалистическую монархию абсолютной. Например, в Иордании после роспуска парламента в 1974 г. очередные парламентские выборы состоялись лишь в 1989 году.
Правительство, если таковое есть, за свою деятельность несет ответственность лишь перед монархом, но отнюдь не перед парламентом, который может воздействовать на правительство, только используя свое правило устанавливать бюджет государства. Рычаг этот, хотя и достаточно мощный, может, однако, использоваться лишь раз в году, а кроме того, депутаты, вступая в конфликт с правительством или через него - с монархом, не могут не ощущать постоянной угрозы роспуска парламента.
Как и для абсолютной монархии, для монархии дуалистической типичен авторитарный политический режим. Дуалистическая монархия есть выражение компромисса между властвующей феодальной верхушкой общества и остальной его частью, в котором преобладание все же остается за монархом и его окружением.
Одним из представителей современной дуалистической монархии является Таиланд. Тайланд определяется как конституционная монархия. В Конституции Таиланда записано, что король восходит на престол не по закону, а "согласно уважаемой традиции" и не подвергается любого рода наказаниям. По закону ли или согласно традиции большинство простых тайцев воспринимают короля как нечто типа полубога; монархия наряду с религией и национальным единством очень высоко ставится в тайском обществе. Негативные отзывы о тайском короле как осуждаются обществом, так и преследуются по закону. Наказание за оскорбление личности короля и членов королевской семьи - 7 лет тюрьмы, поэтому насчет монархии рекомендуется отзываться либо уважительно, либо никак. В то время как позволяется критика правительства, считается сильным оскорблением нации и монархии не вставать при звуках национального или королевского гимна. Королевский гимн, сочиненный действующим королем Таиланда, который помимо всего еще и музыкант, исполняется только в кинотеатрах перед фильмами; вся публика должна прослушать королевский гимн от начала и до конца стоя.