Прямой и обратный период в русском языке. Период, особенности его строения, виды каденций

Подписаться
Вступай в сообщество «hatewall.ru»!
ВКонтакте:

39, 40, 41, 42, 43, 44

Период, особенности его строения, виды каденций. Типичные аккорды каденций

Период - простейшая форма, выражающая относительно развитую и относительно законченную музыкальную мысль.

В тональном отношении периоды делятся на однотональные - оканчивающиеся в основной тональности, и модулирующие - оканчивающиеся в новой, иной тональности по сравнению с начальной.

В тематическом отношении разделяются периоды повторного строения (начала их предложений хотя бы отчасти тематически сходны) и неповторного строения (в них тематического сходства начал нет).

Строение периода может быть различно.

П. может быть построен из отдельных составных частей - предложений , к-рые отделены друг от друга каденциями , причём функциональная зависимость каденций скрепляет форму. Период может не иметь составных частей.

Виды периодов:

из 2 предложений (П. повторного строения - Ф. Шопен, Прелюдия A-dur); Нормативная продолжительность такого П. - 8 или 16 тактов

из 3 предложений (хор «Лель таинственный» из финала 1-го д. «Руслана и Людмилы»);

из 4 предложений (сложный П. : повторенный с разными каденциями П. из 2 предложений - Ф. Шуберт, Вальс h-moll op. 18 №6, начальные 16 тактов);

не делящийся на предложения (П. единого строения - Л. Бетховен, «32 вариации» для фп., тема);

особый П. типа развёртывания (см. Старинная двухчастная форма).

П. из 2 и 4 предложений бывают квадратными (число тактов равно степени числа 2: 4 + 4, 8 + 8 и т. п.) и неквадратными (5+5, 6+6, 4+6 и т.п.).

Распространены нарушения квадратности -

при расширении (отодвигание каденции секвенциями, прерванным оборотом и т. п. - М.И. Глинка, «В крови горит огонь желанья»,
такты 18-21),

реже сжатии («досрочная» каденция, напр, в «Колыбельной песне» ор. 16 № 1 Чайковского),

усечении (внезапное прекращение, напр., в прелюдии Des-dur Шопена),

при наличии дополнения (послекаденционное закрепляющее построение),

вводного построения (Л. Бетховен, соната Es-dur для фп. ор. 7, начало 1-й части).

Каденциями или кадансами называются гармонические обороты, заключающие отдельное музыкальное построение и завершающие изложение музыкальной мысли. Виды каденций

1. По местоположению в периоде каденции бывают серединные (конец первого предложения) и заключительные (конец второго предложения, общее заключение периода), дополнительные (завершают дополнение к периоду). Серединные каденции могут заканчиваться D,S или T. Заключительные каденции всегда заканчиваются T.

После автентического заключения периода могут вводиться дополнительные заключения в виде плагальных каденций. Это делается для расширения масштаба периода или для более полного закрепления тональности (тоники). Например, 1-е предл. (4 такта), 2-е предл. (4 такта) + дополнительная плагальная каденция (2 такта). Всё вместе - 10-ти тактовый период.

2. По аккордовому составу каденции делятся на автентические (из аккордов D и T), плагальные (из аккордов S и T) и полные (из аккордов S, D и T). Полные каденции - разновидность автентических.

3. По степени завершенности, функциональной устойчивости каденции разделяются на половинные, полные, прерванные .

Половинной называется каденция на неустойчивой ладовой функции (D или S). Серединная каденция чаще всего бывает половинной автентической (редко- половинной плагальной).

Полной называется каденция, завершающая построение на тонике. Различаются:

полные совершенные каденции, полные несовершенные каденции.

Полной совершенной каденция называется в том случае, если 1) заключительный аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие), 2) T53 звучит в мелодическом положении основного тона (примы), 3) тоническому трезвучию предшествует основной вид доминанты (консонирующей - D53 или диссонирующей - D7, D9). 4) T53 звучит на сильной доле такта. Если хотя бы один из этих признаков в каденции отсутствует, каденция называется полной несовершенной .

Прерванной называется каденция, содержащая переход доминанты в трезвучие VI ступени.

Кадансовый квартсекстаккорд

В кадансах доминанта очень часто появляется непосредственно после созвучия, которое имеет внешнее сходство со вторым обращением тонического трезвучия. По местоположению в музыкальном построении и по интервалам от доминантового баса это созвучие получило название кадансового квартсекстаккорда. Обозначается оно буквой K (кадансовый) и цифровкой, соответствующей интервалам от баса - K64.

Бифункциональность и разрешение K64. Хотя K64 имеет внешнее сходство с T64, по своей функции он принадлежит D гармонии, являясь двойным задержанием к D. Поскольку K64 имеет D бас и верхние звуки, входящие в T53, его называют бифункциональным. K64 звучит напряженно и неустойчиво, он задерживает вступление D, а потом обязательно переходит в неё. Этот переход называется разрешение.

Голосоведение. В K64 обычно удваивается звук D. При разрешении K64 в D основной звук доминанты и его удвоение остаются на месте, а тонические звуки, как правило, переходят поступенным нисходящим движением в терцию и квинту последующей D.

Для половинной каденции такой плавный переход обязателен. В заключительных же каденциях при разрешении K64 в D нередко применяется скачок в верхнем голосе к терции или квинте D. При разрешении K64 в D бас его или остаётся на месте, или же делает октавный скачок, чаще нисходящий.

Метрические условия. В простых тактах K64 приходится на сильную (первую) долю, в сложных 4-хдольных или 6-тидольных K64 возможен на сильной или относительно сильной доле. В размере 3/4 K64 возможен и на второй доле.

Аккордовая подготовка . Перед K64 могут быть S,(II), T.

Перемещение . Как и все аккорды, K64 допускает перемещение.

Значение K64. K64 вносит в каденции новое звучание, дополнительное напряжение. В заключительной каденции периода K64 максимально отодвигает вступление тоники, чем увеличивает тяготение к ней и тем самым напряженность всей каденции. В половинной каденции K64 своим напряжением усиливает временную устойчивость D, являющейся его разрешением.

Для серединных каденций типичен переход K64 в консонирующую D (D53 ), которая затем может перейти в диссонирующую (D2). В заключительных каденциях после K64 употребляется диссонирующая D (D7, D9 ).

Построение подготовки в годичном цикле

Теоретико-методологические основы построения годичной подготовки

Теоретико-методологической основой построения годичной подготовки является так называемая теория периодизации , обобщенная в фундаментальных работах Л.П.Матвеева (1964; 1977; 1999; 2001), развитая в работах других специалистов (Н.Г. Озолин, 1970; Д. Харре, 1971; В.Н. Платонов, 1980, 1997, 2004 и др.).

Современная теория периодизации ориентирована на формирование системы знаний и путей их практической реализации, обеспечивающих формирование такой структуры процесса подготовки (продолжительность и содержание макроциклов, периодов, этапов и более мелких структурных образований – мезо- и макроциклов), которая позволяла бы решить две относительно взаимосвязанные и одновременно достаточно независимые задачи:

Непрерывное, планомерное и всестороннее повышение возможностей спортсменов во всех направлениях технико-тактической, физической и психологической подготовки, обусловленных спецификой вида спорта и требованиями высокоэффективной соревновательной деятельности;

Достижение состояния наивысшей готовности к стартам в главных соревнованиях макроцикла и демонстрация в этих соревнованиях наивысшего индивидуального результата.

В настоящее время наиболее распространенными являются многоцикловые системы построения годичной подготовки. Однако в период формирования теории периодизации считалось, что подготовка спортсмена к достижению высокого спортивного результата является длительным процессом и может быть обеспечена только в годичных или полугодичных циклах, а сроки, меньшие чем полугодичные, слишком коротки для больших циклов тренировки (Л.П. Матвеев, 1977). Однако со временем, с учетом интенсификации соревновательной практики, теория периодизации годичной подготовки была существенно пересмотрена. Этому во многом способствовало осознание необходимости совершенствовать учебно-тренировочный процесс с позиций системного подхода, который стал широко внедряться в спорт в качестве специального методологического направления. В конечном итоге это позволило сформулировать принцип единства и взаимосвязи структуры соревновательной деятельности и структуры подготовленности спортсмена, в основу которого были положены закономерности, отражающие взаимосвязь и взаимообусловленность соревновательной и тренировочной деятельности (В.Н. Платонов, 1997).

При рассмотрении новых подходов, развивающих теорию периодизации, следует учитывать, что формирование состояния подготовленности спортсмена и его готовности к высшим достижениям в конкретных соревнованиях протекает в результате хотя и взаимосвязанных, но в то же время различным образом протекающих процессов. В основе одного из них длительное формирование базовых и специальных компонентов подготовленности, а в основе другого – относительно быстрое достижение на этой основе состояния наивысшей готовности к конкретному соревнованию. Понимание этого, как указывает В.Н. Платонов (2004), позволяет в определенной мере обойти противоречия, вызванные необходимостью планомерной подготовки к главным соревнованиям года и участия в большом количестве соревнований, что характерно для современного этапа развития спорта.

В практическом плане это привело к формированию такой системы подготовки, при которой на фоне планомерного формирования базовых и специальных компонентов подготовленности, ориентированного на достижение наивысших результатов в главных соревнованиях года, эпизодически (несколько раз в течение года) планируются специфические структурные образования, построенные по принципу непосредственной подготовки к соревнованиям и придающие соответствующему этапу годичной подготовки черты отдельного макроцикла. При такой модели годичной подготовки включение «изолированных» макроциклов не нарушает общий процесс планомерного становления спортивного мастерства, реализуемый в системе традиционной периодизации на основе одно или двухциклового планирования. Как указывает В.Н. Платонов (2009), нарушение этих закономерностей, стремление к предельным специфическим нагрузкам в первых макроциклах года неизбежно приводит к снижению эффективности подготовки с позиций достижения наивысших результатов в главных соревнованиях и создает впечатление о нецелесообразности многоциклового планирования.

Многоцикловая периодизации годичной подготовки требует соблюдения ряда принципиальных положений, существенно отличающих эту модель от традиционных схем одно- и двухциклового построения годичной подготовки. Применительно к системе подготовки спортсменов высокого класса выделяют следующие (В.Н. Платонов, 2009):

Устранение из системы подготовки спортсменов высокой квалификации работы, носящей общеподготовительный (в традиционном понимании - не связанный со спецификой вида спорта) характер;

Планирование в структурных элементах базового характера (периоды, этапы, мезоциклы) работы, прямо или опосредовано способствующей развитию качеств и способностей, органично связанных со структурой соревновательной деятельности;

Стратегической линией всего процесса годичной подготовки, за исключением отдельных мезоциклов базового характера, в которых создается фундамент для последующей специальной подготовки, является интеграция процесса совершенствования различных сторон подготовленности (технической, тактической, физической, психологической) с совершенствованием основных компонентов соревновательной деятельности;

Концентрация однонаправленных нагрузок в отдельных структурах макроцикла (периодах, этапах, мезоциклах) как стимула к обеспечению очередного адаптационного скачка в отношении отдельных значимых компонентов подготовленности должна органически увязываться с эффективностью подготовки интегрального характера;

Продолжительность и содержание структур восстановительно-рекреационного характера (восстановительные микроциклы, переходный период) не должны допускать существенного развития процессов деадаптации в отношении всей совокупности компонентов, обусловливающих достигнутый уровень подготовленности (явная деадаптация допустима лишь в отношении относительно быстро формируемых характеристик, определяющих готовность к высшим достижениям).

Учет указанных положениями позволяет реализовать различные варианты построения годичной подготовки, обусловленные спецификой вида спорта, особенностями календаря соревнований или избранной стратегией подготовки. Однако вне зависимости от того, какая система годичной подготовки используется (одноцикловая, двухцикловая или многоцикловая), должна быть обеспечена динамика нагрузок различной преимущественной направленности, обеспечивающая преемственность и органическую взаимосвязь формирования долговременной адаптации, обеспечивающей достижение наивысшего уровня готовности спортсмена во время его участия в главных соревнованиях года.

Структура и особенности построения годичной подготовки

Принципиальной особенностью годичной подготовки является то, что она строится на основе относительно самостоятельных структурных образований, все элементы которых объединены общей педагогической задачей – достижения состояния наивысшей готовности спортсмена, обеспечивающего успешное выступление в главных соревнованиях.

Построение годичной тренировки на основе одного макроцикла называется одноцикловым, двух – двухцикловым, трех – трехцикловым и т.д. (в последние годы апробированы и другие варианты вплоть до семициклового). В каждом макроцикле выделяют три периода – подготовительный (он в свою очередь делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный), соревновательный и переходный. При применении многоциклового построения тренировочного процесса в течение года часто используются варианты, получившие названия «сдвоенного», «строенного» и т.д. циклов (Л.П. Матвеев, 1977; В.Н. Платонов, 1986, 1997). В этих случаях переходные периоды между первым и вторым, вторым и третьим и т.д. макроциклами не планируются, а соревновательный период одного макроцикла плавно переходит в подготовительный период последующего. При многоцикловом построении годичной подготовки могут в определенной мере нивелироваться различия между содержанием тренировочного процесса в отдельных подготовительных и соревновательных периодах.

Продолжительность периодов и этапов подготовки в пределах отдельного макроцикла определяется большим количеством различных факторов. Они определяются спецификой соревновательной деятельности, этапом многолетней подготовки, закономерностями процесса совершенствования различных качеств и способностей, индивидуальными морфофункциональными особенностями спортсменов, особенностями тренировки в предшествующих макроциклах и т.п. (Л.П. Матвеев, 1977; Н.Г. Озолин, 1984; В.Н. Платонов, 1986). Эти факторы обусловливают как направленность тренировочного процесса, так и его структуру (деление макроциклов, периодов и этапов на мезо- и микроциклы). Подобное деление достаточно условно, но оно позволяет планировать и контролировать процесс подготовки более эффективно.

Современная практика многих видов спорта характеризуется отказом от одно- и двухцикловых систем периодизации годичной подготовки и переходом на многоцикловое. Во многих видах спортивных единоборств одним из наиболее распространенных вариантов является трехцикловое планирование. В этом случае первый макроцикл носит в основном базовый характер и предполагает в основном комплексную подготовку. Заканчивается макроцикл выступлением в соревнованиях, на которых решаются локальные задачи. Во втором макроцикле тренировочный процесс становится более специфичным и предусматривает целенаправленную подготовку к ответственным соревнованиям. В третьем макроцикле объем специфических тренировочных и соревновательных нагрузок достигает максимальных величин, при этом предпринимаются все необходимые шаги для непосредственной подготовки к главным соревнованиям.

При использовании многоциклового планирования либо вариантов, предусматривающих интенсивную соревновательную практику в периоды, когда должна проводиться напряженная тренировочная деятельность, зачастую нарушаются принципиальные закономерности теории и методики спортивной подготовки. Это объясняется тем, что в период выступления на соревнованиях (особенно серии соревнований) происходит неизбежное снижение тренировочных нагрузок, в результате вместо планомерно протекающей адаптации важнейших функциональных систем организма отмечаются признаки деадаптации.

Стремление органически увязать систему подготовки к главным соревнованиям года с подготовкой и участием в большом количестве соревнований менее высокого уровня привело к появлению 4-5 – цикловых систем построения годичной подготовки со стандартной структурой макроциклов. Такие системы с большим или меньшим успехом использовались в 80 – 90 –х годах прошедшего столетия в циклических видах спорта. Однако, как показала практика, у этой системы проявился один принципиальный недостаток: уже к концу третьего (реже второго и четвертого) макроцикла спортсмены зачастую достигали наивысшего уровня готовности, что не позволяло удерживать высокий уровень набранной спортивной формы до главных соревнований года (В.Н. Платонов, 2004).

Более перспективной зарекомендовала себя система многоциклового планирования годичной подготовки, основанная на применении макроциклов, различающихся между собой как по основным задачам, так и по содержанию подготовки, и в то же время ориентированных на достижение спортивных результатов определенного уровня к концу каждого макроцикла. Концепция этой системы заключается в том, что в течение тренировочного года независимо от системы построения годичной подготовки отмечается различная динамика нагрузок различной преимущественной направленности, обеспечивающая преемственность формирования различных компонентов подготовленности спортсменов на основе использования закономерностей формирования адаптации, обеспечивающей достижение наивысшего уровня готовности к моменту главных соревнований года. Эта система была успешно апробирована в циклических видах спорта, а также в спортивных играх и единоборствах в 80-е годы прошлого столетия. Ее структура предусматривает наличие четырех относительно самостоятельных макроциклов и представляет собой как бы промежуточный вариант между традиционным одноцикловым планированием годичной подготовки, в котором вся подготовка подчинена планомерному формированию готовности спортсмена к главным соревнованиям, и описанным ранее пятицикловым вариантом планирования, со стандартными макроциклами, завершающимися главными соревнованиями.

Ряд специалистов находят противоречия в теории периодизации спортивной тренировки квалифицированных спортсменов (Ю.В. Верхошанский, 1985; А.Н. Воробьев, 1989; А.П. Бондарчук, 2005; В.Б. Иссурин, 2010). Наиболее полно альтернативная теория раскрыта в монографии Ю.В. Верхошанского «Программирование и организация тренировочного процесса» (1985). Суть подхода Ю.В. Верхошанского (1985) состоит в том, что подготовку в течение года и макроцикла следует строить на основе последовательного применения блоков однонаправленной напряженной тренировочной работы («многонедельных (4 – 12 недель) однонаправленных нагрузок», объединенных в этапы и «блоки»), чередующихся с блоками тренировки с невысокой нагрузкой, обеспечивающей создание условий для проявления скачкообразного отставленного адаптационного эффекта. В частности для сложно-технических и скоростно-силовых видов спорта предлагается следующая преимущественная направленность этапов: 1 – общеразвивающая работа; 2 – концентрированная силовая нагрузка; 3 – совершенствование технического мастерства; 4 – дальнейшее совершенствование технического мастерства в условиях силовых нагрузок. Для видов спорта, предъявляющих высокие требования к скоростной выносливости, рекомендуется следующая направленность нагрузок в макроцикле: 1 – аэробные, 2 – смешанные, 3 – алактатные анаэробные, 4 - гликолитические. Блок специализированной силовой нагрузки сосредоточен на этапе 2, скоростной – на этапе 3, скоростной выносливости – на этапе 4. По мнению Ю.В. Верхошанского (2004) такая форма не только сохраняет преимущества комплексной организации тренировки, но и обеспечивает более выраженный специфический тренировочный эффект нагрузок той или иной направленности.

Критически анализируя подобные подходы В.Н. Платонов (2009) указывает, что они, во-первых, отвергают запросы современной спортивной практики в отношении участия в большом количестве соревнований, распределенных в течение большей части года, а, во-вторых, связаны с грубым нарушением базовых положений теории и методики спортивной тренировки и теории адаптации организма к напряженной мышечной деятельности.

В частности, одним из основных положений современной спортивной тренировки является параллельное сбалансированное совершенствование различных сторон подготовленности с планомерным увеличением доли средств специальной направленности по мере приближения к главным соревнованиям. Реализация этого положения исключает продолжительную однонаправленную тренировку даже в течение 2 – 3 недель, не говоря уже о 8 – 10 недельном концентрированном периоде концентрированной силовой нагрузки, как рекомендует Ю.В. Верхошанский (2004).

Также, необходимо учитывать, что любое нарушающее сложившуюся структуру подготовленности спортсмена узконаправленное изменение, даже в положительную сторону, требует параллельной сбалансированной работы по увязке с этим изменением всех остальных составляющих подготовленности. Лишь в этом случае можно утверждать, что функциональная система, ориентированная на эффективную соревновательную деятельность, будет постоянно сбалансировано совершенствоваться, а не разрушаться. Поэтому, все современные подходы по чередованию и сочетанию работы различной направленности в течение тренировочного года (отдельного микроцикла) предполагают не последовательное планирование этапов однонаправленной нагрузки, а сложнейшее сочетание работы различной направленности при периодическом изменении соотношения в сторону увеличения объема работы определенной направленности в соответствии со спецификой вида спорта, периодом подготовки и индивидуальными особенностями спортсмена. Изменение соотношения должно определяться закономерностями протекания адаптационных реакций и формирования различных сторон подготовленности в интересах планомерного повышения готовности к соревнованиям в течение значительной части года и выхода на наивысший уровень готовности к моменту главных соревнований.

Однонаправленные концентрированные нагрузки с большим объемом работы, характерной для современного спорта, таят в себе и другие опасности: 1) возможность функционального истощения (переадаптации) доминирующей системы; 2) снижение структурного и функционального резерва других систем (деадаптация), которые не вовлекаются в должной мере в выполнение работы.

Многие специалисты логично полагают, что можно рационально построить однонаправленную работу в течение длительного периода, строго контролируя протекание процессов утомления и восстановления. В конечном итоге такая работа приведет к желаемому тренировочному эффекту соответствующих однонаправленных нагрузок. Однако в этом случае, в силу постоянной эксплуатации возможностей лишь одной функциональной системы, суммарный объем нагрузки будет в 1,5 – 1,7 раза меньше, чем в случае построения тренировки на основе рационального чередования разнонаправленных нагрузок (соответственно спортсмен понесет потери в отношении развития различных двигательных качеств, технического и тактического совершенствования в случае вынужденного уменьшения суммарного объема работы).

Вторым негативным следствием длительных однонаправленных нагрузок является деадаптация систем, которые активно участвуют в выполнении работы. Например, показано, что после окончания этапа напряженной тренировки аэробного или анаэробного характера уже через 1 – 2 недели резко снижается активность оксидативных и гликолитических ферментов (Харгривс, 1995), а через несколько недель их уровень может не отличаться от дотренировочного эффекта (Н.И. Волков, 2000; Р. Мохан, М. Глессон, П. Гринхафф, 2001). После прекращения напряженной аэробной тренировки уже через 2 – 4 недели систолический объем и сердечный выброс снижаются на 10 – 15 %, что приводит к увеличению доли анаэробного энергообеспечения при выполнении стандартной работы (Уилмор, Костил, 2004). Примерно через такое же время снижается и локальная выносливость мышц, опирающаяся на их митохондриальную способность (Мохан, Глессон, Гринхафф, 2001). Чем быстрее достигается адаптация, что характерно для однонаправленной тренировки, тем быстрее протекают процессы деадаптации (А. Дж. Мак-Комас, 2001) и тем более объемные и интенсивные раздражители требуются для ее сохранения (Фокс, 1983), что является дополнительным свидетельством неэффективности такой тренировки.

Неизбежная деадаптация важнейших компонентов подготовки, наступающая в условиях реализации блочной системы однонаправленных нагрузок (по Ю.В. Верхошанскому, 1985, 2004) требует включения дополнительных нагрузок, способствующих восстановлению утрачиваемых возможностей. Однако здесь следует учитывать, что процесс реадаптации требует больших временных затрат, а также крайне невыгоден в связи с бессмысленной многократной мобилизацией генетически детерминированного адаптационного ресурса. В многочиленных исследованиях показано, что сохранение достигнутого уровня адаптации для организма является значительно более экономичным и целесообразным с точки зрения профилактики локального изнашивания органов, входящих в систему, по сравнению со скачкообразным чередованием процессов деадаптации и реадаптации.

Периодизация подготовки в отдельном макроцикле. При классическим планировании в каждом макроцикле подготовки выделяют три периода – подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период . В подготовительном периоде закладывается функциональная и технико-тактическая основа для выполнения больших объемов специальной работы, направленной на непосредственную подготовку двигательной и вегетативной сфер организма к эффективной соревновательной деятельности.

В специальной литературе (преимущественно датированной 1950 -1980 гг.) рекомендации по организации тренировочного процесса сводились к установке о том, что первая часть подготовительного периода должна быть направлена на повышение общей физической подготовленности и совершенствование базовой техники, а вторая – на специальную подготовку. Данное представление в настоящее время представляется ошибочным и не находит научно-практического подтверждения. Современная подготовка спортсменов независимо от возраста и квалификации с первых дней подготовительного периода строится на материале упражнений, создающих физические, психические и технические предпосылки для последующей специальной тренировки. При этом применяемые упражнения по характеру и структуре могут отличаться от соревновательных (рекомендуется использовать разнообразные специально-подготовительные упражнения, в значительной мере приближенные к общеподготовительным). В дальнейшем, по мере перехода подготовительного периода в следующие стадии, состав средств и методов изменяется: увеличивается доля соревновательных и специально-подготовительных упражнений, приближенных к соревновательным по форме, структуре и характеру воздействия на организм.

Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специально-подготовительный. Соотношение продолжительности указанных этапов в большей степени зависит от типа макроцикла и квалификации спортсмена.

Общеподготовительный этап. Основными задачами этапа являются – повышение уровня общей и вспомогательной физической подготовленности спортсмена, увеличение возможностей основных функциональных систем организма, развитие необходимых спортивно-технических и психических качеств. На этом этапе прежде всего закладывается основа для последующей работы над непосредственным повышением спортивного результата. Специальная часть подготовки заключается в избирательном повышении отдельных качеств, которые в решающей мере влияют на уровень спортивного результата. Доля соревновательных упражнений в общем объеме выполняемой работы относительно невелика. Более важной задачей специальной подготовки на этом этапе является способность спортсмена переносить большие нагрузки.

Специально-подготовительный этап. На этом этапе планируется специальная целенаправленная подготовка, обеспечивающая высокий уровень готовности к эффективной соревновательной деятельности.

Содержание тренировки должно быть направлено на развитие комплексных качеств (скоростно-силовых возможностей, специальной выносливости) на базе предпосылок, созданных на первом этапе подготовительного периода. Значительное место в общем объеме тренировочной работы отводится узкоспециализированным средствам, способствующим повышению возможностей отдельных слагаемых высокой специальной работоспособности. Параллельно с развитием физических качеств большое внимание должно уделяться совершенствованию соревновательной техники и тактической подготовке (В.Н.Платонов, 2004).

Соревновательный период. Основными задачами соревновательного периодаявляются сохранение и дальнейшее повышение достигнутого уровня специальной подготовленности и возможно более полное использование его в главных соревнованиях. В процессе подготовки важно учитывать все особенности главных соревнований, начиная от задач, стоящих перед спортсменом в том или ином соревновании, и заканчивая составом предполагаемых участников. Все остальные соревнования должны иметь тренировочную направленность и специальная подготовка к ним, как правило, не проводится, так как они сами являются важными звеньями подготовки к главным соревнованиям.

В последние 2-4 недели перед ответственными соревнованиями рекомендуется значительно снизить общий объем тренировочной работы. Особое внимание в соревновательном периоде уделяется построению подготовки в дни, непосредственно предшествующие наиболее ответственным соревнованиям (обычно 7-14 дни до старта). Тренировка в этот временной период строится с учетом уровня тренированности спортсмена и его индивидуальной реакцией на определенные тренировочные и соревновательные нагрузки.

С целью достижения наивысших спортивных результатов в главных соревнованиях года в структуре годичной подготовке в некоторых видах спорта стали выделять относительно самостоятельное структурное образование – этап непосредственной подготовки к главным соревнованиям. В отдельных случаях этот этап строится в виде специфического 3-5 недельного мезоцикла, в других приобретает черты отдельного непродолжительного (5-8 недель) макроцикла.

Переходный период. Основными задачами переходного периода являются: отдых и восстановление после соревновательных нагрузок прошедшего года или макроцикла, а также поддержание на определенном уровне тренированности для обеспечения оптимальной готовности спортсмена к началу очередного макроцикла. Продолжительность переходного периода колеблется обычно от 3 - 4 до 6 - 8 недель и зависит от специфики вида спорта, этапа многолетней подготовки на котором находится спортсмен, от системы планирования тренировки в течение года, продолжительности соревновательного периода, сложности и ответственности основных соревнований, индивидуальных особенностей спортсмена.

Тренировочный процесс в переходном периоде характеризуется небольшим суммарным объемом работы и незначительными нагрузками. В конце переходного периода нагрузку постепенно увеличивают, уменьшают объем средств активного отдыха, увеличивают количество общеподготовительных и вспомогательных упражнений. Это позволяет сгладить переход к более высоким нагрузкам, которые спортсмену предстоит выполнять уже в первом макроцикле подготовительного периода.

Литература к разделу 6.1

1. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – С. 26–70; 103–108.

2. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – С.
31–62; 140–172.

3. Зациорский, В.М. Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания / В.М. Зациорский. ‑ 3-е изд. – М.: Советский спорт, 2009. – С. 103–153.

4. Матвеев, Л.П. Основы спортивной тренировки / Л.П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.

5. Никитушкин, В.Г. Многолетняя подготовка юных спортсменов: монография / В.Г. Никитушкин. – М.: Физическая культура, 2010. – С. 61–72; 89–94; 159–222.

6. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В.Н. Платонов. – К.: Олимпийская литература, 2004. – С. 167‑203; 422–440; 576–590.

7. Учение о тренировке / под общ. ред. Д. Харре. – М.: Физкультура и спорт, 1971. – С. 174–194.

  • III династия Ура. Особенности политического и социально-экономического развития данного периода.
  • А) Расходы, произведенные в настоящее время и подлежащие списанию в последующие периоды;
  • Адаптивные биологические ритмы. Циркадный и цирканный ритмы. Фотопериодизм.
  • Период в классическом понимании - это краткая одночастная форма, объединяющая в архитектоническое целое на основе симметрии (диссимметрии) несколько самостоятельных ритмо-синтаксических построений, находящихся в смысловой связи. Период носит выраженный экспозиционный характер, обнаруживает способность выступить в значении самостоятельной формы произведения. Важнейшее свойство периода – его полная или относительная завершённость. Для музыки тональной это означает окончание на тонике каденцией, совершенной либо несовершенной, а также очевидную согласованность конечной и срединной каденций. Со стороны структуры это выражается в стремлении к определённой нормативности, архитектонической упорядоченности. Период может быть однотональным и замкнутым (если оканчивается в основной тональности) либо модулирующим (если оканчивается в новой тональности).

    Наиболее распространённой формой изложения темы в произведении является период повторного строения , или период основного вида , в котором предложения тематически подобны, а окончания разнятся (по типу вопроса и ответа). Однако второе предложение может и не повторять первое, а продолжать его. В этом случае образуется период неповторного строения .

    В классицистских формах встречаются структуры типа периода, занимающие срединное или заключительное положение. Такие построения отличаются от экспозиционных периодов тем, что они чаще всего разомкнуты в продолжение (но бывают и замкнутые), синтаксис в них формируется более свободно. Поэтому в современной теории наряду с периодом используется понятие периодической структуры . Периодическая структура подчиняется метрическим принципам формообразования периода, но не несёт в себе акцента на экспозиционность. В отдельных случаях целые разделы (например, сонатные экспозиции) строятся на чередовании структур, стоящих ближе именно к периоду, чем к свободной периодической структуре. Подобная композиция всегда содержит следование разных типов периода, и это одно из важнейших технических условий формообразования. Так, экспозиция второй части Седьмой сонаты Бетховена (Largo e mesto) включает четыре периода, следующих друг за другом и соответствующих главной, связующей, побочной и заключительной партиям. Их границы такие: такты 1-9, 9-17, 17-26, 26-29. Во всех случаях действует принцип вторгающихся каденций, то есть все периоды сцеплены друг с другом. Каждый из периодов имеет свои особенности. В этой форме периодические структуры появляются лишь после экспозиции. Весь раздел, соответствующий разработке (такты 30-43), вмещается в периодическую структуру следующего строения: 5 (1 вст. + 4) + 2 (1 + 1) + 2 (1 + 10 + 5 (развитие). Симметрия очевидна, но форма соответствует понятию именно периодической структуры. В пользу этого говорят не свойственные собственно периоду уровень контраста, в том числе фактурного, модуляционная направленность формы из фа мажора в ре минор через зону активной неустойчивости, отклонения в соль минор и ля минор, структурная дробность (начиная с шестого такта). Второй раз в этой форме периодическая структура возникает уже в коде, так как реприза вновь опирается на период. Но природа построения (такты 65-75) здесь иная: 7 т. + 4 т. Асимметричные части соответствуют предложениям и прочно объединены, хотя и контрастны по материалу. Асимметрии целой структуры противостоит строжайшая симметрия мотивного секвенцирования.



    В качестве примера может быть представлено построение из первой части фортепианной сонаты Es-dur Й. Гайдна, расположенное сразу за экспозиционным периодом главной партии.



    Пример 16:

    В тактах 1-12 представлена главная тема. Затем появляется новый материал, в изложении которого ощущаются черты неустойчивости. Масштабно построение равняется первому периоду, однако в нём, помимо гармонических изменений, присутствует дробность структуры. Это периодическая структура, срединное положение которой обусловило и срединный тип изложения.

    К числу синтаксических элементов, составляющих период, относятся мотивы , фразы , предложения . Мотивы объединяются во фразы, фразы – в предложения, предложения – в период.

    Мотив – это группировка звуков вокруг акцентного тона (икта), имеющая свой ритмический и звуковысотный рисунок, конкретную гармоническую природу и являющаяся мельчайшей смысловой единицей музыкальной речи. В структуре мотива три компонента: икт – акцент, пред-икт – предварение акцента (арзис ), пост-икт – погашение энергии акцента (также арзис ). Иногда пред- и пост-икт отсутствуют.

    Существуют различные разновидности мотивов. Мотив È- принято называть ямбическим, -È - хореическим, È-È - амфибрахическим, ÈÈ- - анапестом, -ÈÈ - дактилем.

    В музыке существуют мотивы, совпадающие с понятием ямба, хорея, амфибрахия, а также анапеста и дактиля, которые являются производными от ямба и хорея. Это позволяет проводить параллели между поэтической стопой и музыкальным мотивом.

    При обращении к сонорике мотивная структура эмансипируется, мотив воспринимается как звукосмысловой «квант». В результате рождаются «квантовые формы», в которых используется техника комбинирования сонорными мотивами. Действие формулы i-m-t выражается в динамической пульсации звука или звукокомплекса кластерного типа. При этом путь к икту может быть организован не только с помощью динамики, но и через пространственное наполнение объёма сонора , то есть через звукоколичественный рост. Возможные схемы представлены ниже.

    Пример 17:

    Фраза – это законченная музыкальная мысль. Именно фраза является носительницей симметрии в классической теории. Стремление к метроритмической симметрии порождает стремление к квадратности. Вместе с тем квадратность нередко преодолевается путём расширения одного из предложений (чаще – второго), нередко она обогащается за счёт использования приёмов суммирования и дробления . Их выражение возможно на уровне структуры фразы (см. начало «Aveu» из «Карнавала» Р. Шумана, где структура выражается через следующее отношение: 0,5 т. + 0,5 т. + 1 т.), но чаще суммирование (сопоставление двух или нескольких построений со следующим за ним большим построением, часто равным их сумме) и дробление (сопоставление построения со следующими за ним более короткими построениями, часто равными ему в сумме) даются на уровне предложения, то есть в системе соотношения фраз. Примером суммирования может служить начальное изложение темы во второй части «Большой сонаты» Й. Гайдна Es-dur.

    Пример 18:

    Предложения в этом простом периоде повторного строения имеют одинаковую синтаксическую структуру: 1+1+2.

    Период становится своеобразной строительной основой для форм, порождённых эпохой гомофонии и вошедших в классический фонд музыкальных форм. Период обычно выступает средством оформления тематизма в крупной композиции. Именно на базе периода путём сложения структур типа периода образуются так называемые малые формы с контрастом (простые двух- и трёхчастные формы, а также сложные двух- и трёхчастные).

    Условно нормативным считается квадратный период, он состоит из предложений по 4, 8 (16) тактов. В музыкальной практике встречается огромное многообразие видов периода и периодических структур. Среди них можно выделить следующие основные типы:

    Простой период – из 2 предложений, квадратный, симметричный;

    из 2 предложений, диссимметричный на основе квадратности;

    из 2 предложений, неквадратный, симметричный;

    из 2 предложений, неквадратный, с расширением второго предложения;

    из 3 (4) предложений, с симметрично-квадратным отношением частей;

    из 3 (4) предложений, с диссимметричным сдвигом структуры.

    Кроме того, период может быть с дополнением , а также со вступлением и заключением . По типу материала в предложениях период может быть классифицирован как период повторного строения с точным повтором, либо повторного строения с варьированным повтором и производным контрастом. Если же начала предложений разнятся, то перед нами может быть период неповторного строения с однородным материалом, либо неповторного строения с контрастным материалом. Начиная с музыки романтиков, в литературе встречается период со свободным развитием второго предложения (типа развёртывания).

    Помимо простого периода, можно встретить и сложный период, который состоит не из обычных предложений, а из более свободно складывающихся частей - двух или трёх.

    В связи с отношением периода к форме произведения его классифицируют как

    · самостоятельную форму,

    · период экспозиционного положения,

    · период срединного положения,

    · период заключительного положения.

    В форме периода часто излагаются темы произведений, то есть период в этом случае входит как обособленная часть в более крупное целое. Существуют короткие произведения в форме периода. Особенно характерно использование периода в жанре прелюдии. В вокальной музыке период употребляется в куплетной (строфической) песне.

    Задания:

    1. Найдите по одному примеру на периоды повторного и неповторного строения, периоды симметричные и диссимметричные, периоды квадратные и неквадратные, период сложного строения.

    2. Определите виды и особенности начального периода в менуэтах и медленных частях клавирных сонат Й. Гайдна, В. Моцарта и Л. Бетховена по выбору.

    Тема: Сложное синтаксическое целое как компонент текста. Его структура и анализ. Период и его построение.

    Цели:

    Повторение и систематизация знаний обучающихся о сложном синтаксическом целом как компонент текста,

    Закрепление навыков постановки знаков препинания в сложном синтаксическом целом,

    Обобщение знаний о структуре сложного синтаксического целого,

    Воспитание любви к слову, стремления к повышению пунктуационной грамотности как важной составляющей речевой культуры будущего специалиста,

    Должен знать:
    - определение сложного синтаксического целого,
    - его структуру и анализ,
    - определение периода и его построение,
    - правила постановки знаков препинания.

    Должен уметь:
    - определять сложное синтаксическое целое,
    - правильно расставлять знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи и объяснять пунктуацию.


    1. Общие теоретические сведения:

    1. Понятие сложного синтаксического целого в современном русском языке.

    2. Абзац и сложное синтаксическое целое.

    3. Период: основные структурно-семантические и интонационные особенности.

    1. Задания:
    Задание 1. Изучите материал в учебнике Антоновой Е.С., Воителевой Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр. 360-365.

    Задание 2. Выпишите и выучите определение сложного синтаксического целого в тетрадь.

    *** Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство)- группа тесно взаимосвязанных законченных предложений, образующих особую синтаксико-стилистическую единицу.

    Смысловые отношения, объединяющие самостоятельные предложения в сложное синтаксическое целое, подкрепляются различными средствами: лексическими (повторение в последующем предложении отдельных слов из предшествующего предложения, употребление личных и указательных местоимений, местоименных наречий затем, потом, тогда, там, так и др., выполняющих функцию особых скреп ), морфологическими (соотношение видо - временных форм глаголов - сказуемых в объединяемых предложениях ), синтаксическими (порядок слов и предложений, союзы зато, однако, так что и многие другие, употребленные в присоединительном значении, параллелизм построения ), ритмомелодическими (интонация частей и целого ), стилистическими (анафора, эпифора, лексическое кольцо ).

    Примером сложного синтаксического целого, в котором использованы разные средства объединения самостоятельных предложений, может служить следующий отрывок из “Хаджи-Мурата” Л. Н. Толстого: “Когда на другой день Хаджи-Мурат явился к Воронцову, приемная князя была полна народу. Тут бил и вчерашний генерал е щетинистыми усами, в полной форме и в орденах, приехавший откланяться; тут был и полковой командир, которому угрожали судом за злоупотребления по продовольствию полка. Тут был армянин-богач, покровительствуемый доктором Андреевским, который держал на откупе водку и теперь хлопотал о возобновлении контракта. Тут была, вся в черном, вдова убитого офицера, приехавшая просить о пенсии или о помещении детей на казенный счет. Тут был и разорившийся грузинский князь в великолепном грузинском костюме, выхлопатывавший себе упраздненное церковное поместье. Тут был пристав с большим свертком, в котором был проект о новом способе покорения Кавказа. Тут был один хан, явившийся только затем, чтобы рассказать дома, что он был у князя. Все дожидались очереди и один за другим были вводимы красивым белокурым юношей-адъютантом в кабинет князя."

    Задание 3. Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль ССЦ. Какие средства языка, по – вашему, помогли автору описать ветер – листобой?

    Ветер гонит тучи по небу и волны по морю. Ветер срывает последние листы и торопит на юг последние стаи перелётных птиц. Ветер гудит в проводах, барабанит в окна, ветер, всюду ветер. Разгульный ветер – листобой. Он мчит напрямик. Мчит и рвёт страшным голосом.
    (Н. Сладков)

    Задание 4. Определите средства связи между отдельными предложениями в сложных синтаксических целых: союзы, обстоятельства, единство видо-временных форм глаголов-сказуемых, повторение слов, местоименная и синонимическая замена и др.
    1. Долго не смели объявить об этом выздоравливающей Маше. Она никогда не упоминала о Владимире. Несколько месяцев уже спустя, нашедши его имя его в числе отличившихся и тяжело раненных под Бородином, она упала в обморок, и боялись, чтоб горячка ее не возвратилась. Однако, слава богу, обморок не имел последствия. (П.)
    2. Другая печаль её посетила: Гаврила Гаврилович скончался, оставя её наследницей всего имения. Но наследство не утешало её; она искренно разделяла горестное состояние бедной Прасковьи Петровны и клялась никогда с ней не расставаться. Обе они оставили Ненарадово, место печальных воспоминаний, и поехали жить в другое поместье. (П.)

    Задание 5. Определите виды отношений между предложениями в сложном синтаксическом целом (отношения перечисления, противопоставления, причинные и т. д.). Каковы средства выражения между данными отдельными предложениями?

    1. Папа Вики Люберецкой был руководителем всей торговой сети города. А сама Вика восемь лет просидела с Зиночкой за одной партой. Правда, Искра сторонилась Вики. И потому, что Вика тоже была круглой отличницей, и потому, что Вика держалась всегда чуть особняком, чуть покровительственно со всеми девчонками и надменно со всеми мальчишками, точно вдовствующая королева. Только Вику подвозила служебная машина: правда, останавливалась она не у школы, а за квартал, а дальше Вика шла пешком, но все равно об этом знали все. Только Вика могла продемонстрировать девочкам шелковое белье из Парижа - предмет мучительной зависти Зиночки и горделивого презрения Искры. Только у Вики была шубка из настоящей сибирской белки, швейцарские часы со светящимся циферблатом и вечная ручка с золотым пером. И все это вместе определяло Вику как существо из другого мира, к которому Искра с детства питала ироническое сожаление. (Б. Васильев)

    Задание 6. Перепишите, расставляя знаки препинания.Из данных многочленных сложных предложений выделите периоды (Период - многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре, резко распадающееся на две части, с последовательным перечислением однородных синтаксических единиц в каждой из этих частей.) Определите характерные признаки периода: особенность ритмо-мелодического фактора, параллелизм построения первой части, лексический повтор, соразмерность частей, характер синтаксической связи частей.


    1. Ветер холодеет небо синеет заря окрашивается в винный цвет воздух делается прозрачней румянеют избы наверху а на востоке загораются редкие бледные звезды (Ю. Козл.)

    2. Правдиво как умела Лиза объяснила что она всем сердцем предана театру что на пыталась играть в любительских театрах что у неё ничего не выходит что она хотела бы умереть на сцене что служит она секретарем в дорпрофсоюзе что она пришла просить у актера Днестрова совета и наконец что она любит его. (Фед.)

    3. Хотя конечно они лица не так заметные, и то, что называют второстепенные или даже третьестепенные, хотя главные ходы и пружины поэмы не на них утверждены разве (кое)где касаются и легко зацепляют их, - но автор любит (чрез)вычайно быть обстоятельным во всем и с этой стороны, (не)смотря на то, что сам человек русский, хочет быть аккуратен, как немец. (Г.)

    4. Потом неверными шагами я удалился - но за мной казалось тень везде бежала. (Л.)
    Задание 7. Установите причинные, временные, соединительные, противительные, присоединительные связи в структуре абзаца. Какими средствами они выражены?

    Командир медленно поднялся. Руки его бессильно висели вдоль тела. Губы мелко дрожали. На него было жалко и смешно смотреть. Командир был выборный. Еще в февральский переворот команда единогласно выбрала его на пост командира после убийства прежнего командира, шкуры, дракона и истязателя. Новый командир был либерал, еще до революции читал матросам газеты и покрывал нелегальщину. Команда искренне любила его, как любила всякого, как в жестокой каторге флота относился к номерному матросу, как к живому человеку. Команда еще и сейчас не утратила доброго чувства к этому тихому и мягкому интеллигенту. Но командир был выбит из колеи. Он был во власти полной раздвоенности и растерянности. (Лавр.)

    Задание 8. Перепишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Определите тип данного текста, его миктортему, микроидею. Найдите структурные компоненты ССЦ. К какому стилю моно отнести ССЦ? Докажите.

    Вот я вижу с..бя снова в д..ревне глубокой осенью. Дни стоят синеватые пасмурные. Утром я сажусь в седло и с одной собакой с ружьём и с рогом уезжаю в поле. Ветер звенит и гудит в дуло ружья ветер крепко дует (на)встречу иногда с сухим снегом. Иногда я скитаюсь по пустым р..внинам… Г..лодный и прозябший возвращаюсь я к сумеркам в усад?бу и на душе становит?ся так тепло и отрадно когда зам..лькают огон?ки Выселок и потянет из усад?бы запахом дыма жилья.

    (И. А. Бунин)


    1. Требования к отчету:

    2. Контрольные вопросы:

    1. Что такое сложное синтаксическое целое?

    2. Чем отличается абзац от сложного синтаксического целого?

    3. Что такое период? Каковы основные структурно-семантические и интонационные особенности периода?



    Практическое занятие № 20 . Количество часов – 2 часа.

    Тема: Повторение и обобщение материала по теме «Синтаксис и пунктуация».

    Цели:

    Повторение и систематизация знаний обучающихся по теме «Синтаксис и пунктуация»,

    Закрепление навыков постановки знаков препинания в синтаксических конструкциях,
    - обобщение знаний о синтаксисе как разделе лингвистики,

    Воспитание любви к слову, стремление к повышению пунктуационной грамотности как важной составляющей речевой культуры будущего специалиста,
    - формирование коммуникативной компетенции обучающихся.

    Требования к уровню подготовки специалиста :

    Должен знать:
    - характеристику понятий «синтаксис», «пунктуация»,
    - основные единицы синтаксиса и их характеристики,
    - правила постановки и функции знаков препинания.

    Должен уметь:
    - определять синтаксические единицы, давать им характеристику,
    - правильно расставлять знаки препинания в предложениях с и объяснять пунктуацию.

    Оборудование: учебная литература, тексты, задания.

    1.Общие теоретические сведения:

    1) Синтаксис как раздел науки о языке.

    2) Основные единицы синтаксиса, их характеристика.

    3) Пунктуация. Функции знаков препинания.


    1. Задания:
    Задание 1. Выберите из данных примеров только словосочетания и назовите способ их связи

    Последний звонок, решать задачу, около дома, кто пришел, действовать решительно, шла пританцовывая, очень хорошо, читать лежа, феноменальная сила, стяжать славу, летит и кружится, на том же месте.

    Задание 2. В предложениях подчеркните грамматическую основу. Определите вид сказуемого и укажите, чем оно выражено в каждом предложении.

    1. Девушка пришла усталая. 2. Брат высокого роста. 3. Сестра замужем.4. Весь город собрался на центральной площади. 5. Я был бы рад помочь вам. 5. Дворец казался островом печальным.

    Задание 3. Прочитайте текст. Почему данное высказывание можно назвать текстом? Определите тему и главную мысль данного высказывания. Выполните синтаксический анализ последнего предложения и составьте его схему.

    Много можно еще написать о Мещерском крае. Можно написать, что этот край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. Но я нарочно не пишу об этом. Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она дает обильные урожаи и природные ее силы можно использовать для нашего благосостояния.

    К. Паустовский

    Задание 4. Найдите предложения с пунктуационными ошибками.


    1. И лес, и луг, и мальчишка, стоящий у забора, все напоминает детство.2.«Холодновато у вас», - сказал приезжий и присев на стул еще сильнее закутался в медвежью доху. 3. Вы сможете выполнить эту работу, от которой если делать ее с душой вы сами получите большое удовольствие. 4. Ветер утих однако шторм продолжался. 5. Казалось мы предусмотрели все. 6. Будет солнце пойдем гулять.7. Пурга я уверен скоро кончится.
    Задание 5.

    (Не)долго думая я высмотр. л место в тени пр. тащил туда новую ц. новку вид которой кажет. ся подал мне первую мысль спать здесь и с гр. мадным уд. вольстви. м ра. тянулся на ней. Закрыть глаза утомлё. ные солнечным светом было очень пр. ятно. Пришлось однако (полу)открыть их что(бы) рас. тегнуть шт. блеты ра. пустить пояс и положить что(нибудь) под голову. Я увид. л что туземцы стали (полу)кругом в некотором отд. лении от меня в. роятно уд. в-ляясь и делая пр. дпол. жения о том что будет дальше.

    Одна из фигур которую я вид. л перед тем как снова закрыл глаза ок. залась тем самым туземц. м который чуть не ранил меня. Он стоял (не)далеко и ра. глядывал мои башмаки.

    Я пр. помнил всё происшедшее и подумал что всё это могло (бы) кончи. ся очень с. рьёзно у меня пром. лькнула мысль что может быть это только начало а конец ещё впереди. Проснулся чу. ствуя себя очень осв. жённым. Судя по пол. жению со. нца должен был быть по крайней мере третий час. Значит я проспал два часа (с)лишком. Открыв глаза я увид. л несколько туземц. в с. дящих вокруг ц. новки шагах в двух от меня они разг. варивали (в)полголоса. Они были без оружия и смотрели на меня уже не так угрюмо.

    Задание 6. Расставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

    I. Чичиков в д. вольн. м ра. пол. жении с. дел в своей бричк… к. тившейся давно по ст. лбовой дорог… Из пред. дущей главы видно в чём состоял главный пр. дмет его вкуса и склон. остей потому (н..)диво что он скоро погрузился весь в него и телом и душою. Пр. дпол. жения сметы и сообр. жения блуждавшие по лицу его видно были очень пр. ятны ибо ежеминутно ост…вляли после себя следы д. вольной усмешки. Занятый ими он (н..)обращал (н..)какого вн. мания на то, как его кучер д. вольный приёмом дворовых людей Манилова делал весьма дельные зам. чания чубарому прист. жному коню запр. жён. ому с правой ст. роны.

    II. Так р. суждая Селифан забрался (на)конец в самые отд. лен. ые отвлечен. ости. Если(бы) Чичиков пр. слушался то узнал(бы) много п. дробностей отн. сившихся лично к нему но мысли его так были заняты своим пр. дметом что один только сильный удар грома заставил его очнут. ся и посмотреть (во) круг себя всё небо было соверше. но обложено тучами и пыльная п. чтовая дорога опрыск. лась каплями дождя. Громовой удар ра. дался в другой раз громче и ближе и дождь хлынул как из ведра. (С)начал… принявши косое напр. вление хл. стал он в одну сторону кузова кибитки (по)том в другую (по)том изм. нивши образ нап. дения и сделавшись соверше. но прямым барабанил прямо (в) верх кузова.

    (Н. В. Гоголь. «Мёртвые души»)

    Задание 7. Расставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

    В п. лате было уже темно. Доктор п. днялся и стоя начал рас. каз. вать что пишут (за)границей и в Росси… и какое зам. чается теперь напр. вление мысли. Читая и (по)том ложась спать он всё время думал об Иван… Дмитриче а проснувшись на другой день утром вспомнил что вчера позн. комился с умным и интересным человеком и решил сходить к нему ещё раз при первой в. зможност… Иван Дмитрич лежал в такой(же) позе как вчера обхв. тив голову руками и поджав ноги. Лица его (не)было видно.

    Здра. ствуйте мой друг сказал Андрей Ефимыч. Вы (не)спите (Во)первых я вам (не)друг прог. ворил Иван Дмитрич в подушку а (во)вторых вы напрасно хлопоч. те вы (не)добьётесь от меня (н..)одного слова.

    Странно проб. рмотал Андрей Ефимыч в смущении. Вчера мы бесед. вали так мирно но вдруг вы почему(то) обид. лись… В. роятно я выр. зился как(н. будь) (н..)ловко или может быть высказал мысль нес. гласную с вашими уб. ждениями…

    Да так я вам и поверю! сказал Иван Дмитрич пр. подн. маясь и глядя на доктора насмешливо и с тревогой. Я ещё вчера понял зачем вы приходили.

    (По А. П. Чехову «Палата № 6»)

    Задание 8. Расставьте, где необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания, раскройте скобки.

    Тайга

    Сергей рубил и б…льшие и малые дерев…я (не) обр…щая вн…мания на своих новых старших т…варищей. У каждого было свое дело и инструмент. Но главным инструментом здесь был теодолит. Еще со школьной (гео)графии Сергей знал что теодолит это (угло)мерный инструмент с помощью которого пр…изводят…ся изм…рения на мес…ности для отобр…жения з…мной п…верхност… на картах. Однако смутно пр…дставлял себе назн…чение и цель работы своих т…варищей которые ок…зались совсем не г…ологами а (геодезистами)топографами. Это первые люди которые будят тайгу. По их следам п…йдут г…ологи – разве…чики недр. Они-то и скажут д…йствительно ли это гиблая и бе…плодная земля или есть в ней свои с…кровища?

    Бе…плодной называли эту землю в старых книгах которые в…лялись на ч…рдаке инт…рната где учился Сергей. Пропылен…ые пос…ревшие от времени с красивыми ил…юстрациями внутри они словно таили какую(то) загадку жизни канувшую в прошлое. Сергей больше всего любил те книги. В них было много рас…казов путешествен…иков о земле. В одной из них он проч…тал п…чальные строки о своем крае. Тайга пр…дставлялась автору этого соч…нения бе…молвным лесом где нет н… трав н… птиц н… н…секомых. Углубляясь в лесную чащу тот путешествен…ик всегда испыт…вал ужас. Мрач…ной пустын…й к…залась ему тайга где нет н… одного живого сущ…ства лиш… ветер пр…носит…ся по в…ршинам дерев…ев нарушая гр…бовую тиш….

    Жутко и угрюмо здесь писал путешествен…ик. По обеим ст…ронам дороги высят…ся гр…мадные сосны ели пихты и кедры д…стигающие нескольких обхватов т…лщиной. В глубине чащи в…дне…т…ся г…ган…ские стволы упавших деревьев, гн…ющих там (в)прод…лжени… многих лет. Кругом царит мертвая тишина. Н… зверя н… птиц. Разве только иногда (где)нибудь в глуб…не леса пр…звучит дятел нарушая гр…бовое м…лчание да скрип по…гнившего дерева в…змутит эту т…ржествен…ую тиш…ну наг…няя т…желое уныние на душу…


    1. Требования к отчету: работа должна быть выполнена в тетради для практических работ.

    2. Контрольные вопросы:

    1. Что изучается в синтаксисе?

    2. Почему разделы «Синтаксис» и «Пунктуация» изучаются вместе?

    3. Какие члены предложения составляют его грамматическую основу?

    4. Какие члены предложения распространяют грамматическую основу?

    5. Какие предложения бывают по цели высказывания, по интонации, по наличию главных и второстепенных членов предложения?

    6. Чем отличаются простые и сложные предложения?
    5. Список рекомендуемой литературы:

    1. Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык: учебник для учреждений нач.и сред.проф.образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

    2. Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для нач. и сред.проф.образования / Т. М. Воителева. – М.: Издательский центр «Академия», 2012.

    3. Греков В. Ф. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений /В. Ф. Греков, С. Е. Крючков, Л. А. Чешко. – 4-е изд.- М.: Просвещение, 2011. – 368 с.

    Обобщающий тест по теме «Синтаксис и пунктуация»

    1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Туча (1) еще более синяя (2) однако (3) уже не страшная для нас (4) ушла на другой конец неба.
    1) 1, 2, 4
    2) 2, 3
    3) 1, 2
    4) 1, 3, 4
    2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Таинственность (1) окружавшая особняк (2) служила ему (3) более надежной (4) защитой, чем высокая каменная ограда.
    1) 1, 2, 4
    2) 2, 3
    3) 1, 2
    4) 1, 3, 4
    3. В каком предложении необходимо обособить согласованное распространенное определение? (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Сестра переодевшись в своей комнате присоединилась к студенческой компании.
    2) Оставленный на окне сверток был плотно набит картошкой.
    3) Потерявший по глупости лошадь офицер был готов на любой подвиг.
    4) Сидевшая рядом с наследником девушка услышала равномерное тиканье часов.

    4. В каком предложении не надо обособлять согласованное распространенное определение? (Знаки препинания не расставлены.)
    1) С годами уставшие от бесконечных войн они давно мечтали о покое.
    2) Но эта буря раздирающих душу звуков продолжалась недолго.
    3) Даша молча слушала сестру и открывала крышечки флаконов плотно закрытые.
    4) Чувства лежащие в основе лирических произведений Пушкина человечны и гуманны.
    5. В каком предложении правильно обособлено приложение?
    1) Опытный политик, она, не стала бороться за обреченную столицу княжества.
    2) Половина пожарной команды, дежурные, никогда не раздевалась и спала тут же в сапогах.
    3) Этот плакат бросал нас, пишущих журналистов в дрожь.
    4) Совершенно одинокий человек Чернявский почти все вечера про водил в нашем шумном доме.
    6. В каком предложении правильно обособлено приложение?
    1) В городе Вознесенске на Онежском озере мы, пассажиры, пере сели на совсем маленький пароход.
    2) Вслед, Семену Валандину, бывшему директору местного шпалозавода со страхом и болью смотрела маленькая женщина.
    3) Жакан, самодельная пуля из свинца, валялся около печного ведра.
    4) Бывший беспризорник, Коровин тащил на спине тяжелый мешок с книгами.
    7. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
    Мальчик наморщил лоб (1) улыбаясь застенчиво и рассеянно (2) и заковылял (3) к другому цветку (4) ставшему новым пристанищем бабочки.
    1) 1 - выделяется деепричастный оборот
    2) 1, 2 - выделяется деепричастный оборот; 4 - выделяется причастный оборот
    3) 1, 2 и 4 - выделяются два причастных оборота
    4) 4 - выделяется причастный оборот
    8. В каком варианте ответа правильно указаны и объяснены все запятые?
    А (1) заполнившие до отказа театр (2) зрители все хлопали и хлопали (3) не желая отпускать триумфаторов со сцены...
    1) 1, 2 и 3 - выделяются два деепричастных оборота
    2) 1, 2 - выделяется причастный оборот
    3) 3 - выделяется деепричастный оборот
    4) 1, 2 ;- выделяется деепричастный оборот
    9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Уже успевшая переодеться (1) юная артистка (2) осторожно присев на краешек парты (3) отдыхала и приходила в себя (4) после невероятного успеха.
    1) 1, 2, 4
    2) 2, 3
    3) 1, 2, 3
    4) 3, 4
    10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Одновременно с фейерверком забили (1) фантастические фонтаны (2) теряясь в темноте (3) нависших над зеленой лужайкой (4) деревьев.
    1) 1
    2) 2
    3) 2, 3, 4
    4) 2, 4
    11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Смотритель порта (1) человек с рыжими усами и бровями (2) сквернословя и бранясь (3) отказался пускать меня на причал.
    1) 1, 2
    2) 2, 3
    3) 1, 3
    4) 1, 2, 3
    12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Столкнувшись с социальной несправедливостью (1) Ч. Диккенс не утратил (2) присущее ему (3) чувство юмора (4) продолжая интересоваться всеми сторонами (5) окружающей его действительности.
    1) 1, 4, 5
    2) 1, 4
    3) 2, 3, 4
    4) 1, 2, 5
    13. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
    1) Однако, редактор хорошо помнил порядок абзацев в своей статье.
    2) По свидетельству моряков, норд-ост по мере удаления от Новороссийска быстро ослабевает.
    3) Должно быть зарево фейерверка было видно на много миль с моря.
    4) Вообще, говоря эдельвейсы похожи на маленькие звезды.
    14. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
    1) Пять минут, а может быть, дольше смотрел он на знакомую рощу.
    2) Провозился однако Анискин с упрямым мужичонкой часа два.
    3) Впрочем когда-то он был хорош и, безусловно, порядочный человек!
    4) Двери правда были открыты настежь.
    15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
    Нередко (1) первое знакомство с произведениями Чехова озадачивает. Кажется (2) и нечего рассказывать о них по прочтении. Фабула, сюжет? Их (3) можно (4) изложить в двух словах.
    1) 1, 2
    2) 2
    3) 3, 4
    4) 1, 2, 3, 4
    16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Капитан (1) впрочем (2) действовал с большой осторожностью (3) однако (4) подготовка затянулась.
    1) 1, 2, 3
    2) 1, 2, 3, 4
    3) 3, 4
    4) 1, 2
    17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
    Как водится (1) на тряской машине (2) однажды (3) вечером (4) приехала полномочная комиссия.
    1) 1
    2) 2, 3
    3) 1, 2, 3
    4) 1, 2, 3, 4
    18. В каком предложении не ставится запятая перед КАК? (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Мы должны как пружина в капкане каждое мгновение быть готовы к действию.
    2) Раздражение полковника как рукой сняло.
    3) Вопросы твои летят как пчелы из улья.
    4) Блинов заморгал своими пушистыми ресницами как обманутый ребенок.
    19. В каком предложении не ставится запятая перед КАК? (Знаки препинания не расставлены.)
    1) От множества мелких вещей в комнате было тесно как в птичьем гнезде.
    2) Монеты выскользнули из его толстых пальцев как золотые и серебряные рыбки.
    3) Воздух стоял неподвижный и тяжелый как вода в болоте.
    4) Державин оценивал Пугачевское восстание как безусловное стихийное бедствие.

    20. В каком предложении не ставится запятая перед КАК? (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Румянец разлился по щекам больного как зарево пожара.
    2) После отъезда детей мать жила как во сне.
    3) Худой новобранец болтался на турнике как шарик на нитке.
    4) И дома он говорил с пафосом как на митинге.
    21. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Девушку охватила если не досада то явное неудовольствие собой.
    1) Сквозь цветы и листы и ветки виднелись полуразрушенные стены.
    2) Красноватое солнце висело над длинными снеговыми полями.
    3) На прогулку в лес они взяли спички да немного соли.
    22. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Ее движения напоминают то лебедя плавный ход то лани резвые скачки.
    2) Невежда в гневе ругает науку и учебу и технический прогресс.
    3) На нем великолепно сидит дорогой серый костюм.
    4) Мы напились холодной и вкусной воды и только тогда отправились в путь.
    23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Эта деревня располагается в покрытой оврагами и непроходимыми еловыми и сосновыми лесами местности.
    2) Сплошная движущаяся во тьме ночь заглядывала под каждую крышу.
    3) Кусок дерева или камень или металл будили его воображение и служили материалом для поделок.
    4) Казак являлся на службу со своей строевой лошадью одеждой оружием.
    24. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
    1) И дождь и тучи, и туман - все это перемешалось между собой.
    2) Вчера Алексей намечал себе какие-то ориентиры: сосну, пенек, ухаб на дороге и к ним стремился.
    3) Что-то слышится родное: в долгих песнях ямщика то разгулье удалое, то сердечная тоска.
    4) Всюду: в поле, в роще, на проселках - царствовало безмолвие.
    25. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
    1) На площадях, на улицах, в узких переулках - всюду бряцало и звенело оружие.
    2) Земное начальство разделяется на три вида: младшее, среднее и старшее: по степени причиненного им вреда.
    3) Не смывается эта краска ничем: ни водой, ни мыльной пеной, ни керосином и является контрабандным товаром.
    4) В человеке все: должно быть прекрасно и лицо, и одежда, и душа, и мысли.
    26. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
    1) Но народный любимец не хотел быть никем иным: ни шейхом, ни дервишем, ни чудотворцем, ни звездным странником!
    2) Вся «дача» состояла из четырех зданий разной величины: а именно, из флигеля, конюшни, сарая, бани.
    3) Под потолком керосиновая лампа освещала: углы дома, хозяина и трех собак, лежавших за его спиной.
    4) Комната была уставлена - мебелью, столом, двумя садовыми скамейками на железных ногах и рыжей фисгармонией.
    27. В каком предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым? (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Прекрасный человек Иван Петрович!
    2) Пятьсот тысяч несомненно заманчивая цифра.
    3) Его измеренная длина три километра.
    4) Твои глаза что маяки в ночи.
    28. В каком предложении ставится тире между подлежащим и сказуемым? (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Здоровый цвет лица есть признак довольства.
    2) Горы как пышные складки на богатой одежде земли.
    3) Музыка универсальный язык человечества.
    4) Молчание конечно знак согласия.
    29. В каком предложении не ставится тире между подлежащим и сказуемым? (Знаки препинания не расставлены.)
    1) Настоящее исследовательское путешествие отрыв от близких и добровольное посвящение в одиночество.
    2) Стремление сохранить в нашей памяти безвозвратно исчезающее одно из сильнейших человеческих побуждений.
    3) Неясность слова есть неизменный признак неясности мысли.
    4) Сложная задача командовать сидящими с тобой за одной партой.
    30. В каком предложении не ставится запятая перед союзом И?
    1) На улице стало пусто и только мужик Ульев по-прежнему сидел на траве.
    2) Жизнь ее состояла из добросовестной учебы и невинных для здоровья развлечений: кино, театры, музеи.
    3) Две автомобильные фары бросали розовый отблеск и от этой розовости машина казалась вся алой.
    4) Шумел конторский коридор и только за дверью с табличкой «Партком» стояла начальственная тишина.
    Ответы


    1-1

    11-4

    21-1

    2-3

    12-3

    22-1

    3-3

    13-2

    23-2

    4-2

    14-1

    24-4

    5-2

    15-2

    25-1

    6-1

    16-1

    26-1

    7-2

    17-1

    27-3

    8-3

    18-2

    28-3

    9-2

    19-4

    29-3

    10-2

    20-2

    30-2

    Период (греч. periodos - обход, круговращение, определённый круг времени) - развёрнутое синтаксическое построение, в к-ром составляющие элементы содержательной, синтаксической и рит-мико-интонационной структур находятся в гармоническом соответствии между собой. П. характеризуется единством темы, освещенной достаточно полно, разносторонне и законченно. Это цельное описание, цельное повествование (II. повествовательный), цельное логическое рассуждение (П. ораторский). П. не имеет элементов из предшествующего контекста (см.), внутренних анафорических связей. Это небольшой связный текст, умещающийся в одном предложении. П. может быть простым, с повторяющимися однотипными группами однородных членов, сложносочинённым, в к-ром простые предложения воспроизводят одну и ту же предикативную (обычно глагольную) конструкцию; но чаще всего П.- это сложноподчинённое предложение, в к-ром главному предложению подчинены параллельно несколько придаточных одного вида - условных, причинных, временных, уступительных и т. и. Гармоническое соответствие между содержательным и синтаксическим уровнями П. состоит в том, что разные составные части, из к-рых слагается содержание П., воплощаются в разных синтаксических составляющих, а сходным элементам изложения соответствуют однотипные синтаксические конструкции. Напр., П., представляющий логическое рассуждение, на содержательном уровне членится на две части: основное положение (посылка) с рядом аргументов или дополнений и вывод. На синтаксическом уровне это членение может быть воспроизведено разными способами: первая часть - ряд однотипных придаточных; главная, заключающая часть - вывод; первая часть - предложение с однородными членами, сопровождаемыми однородными придаточными, вторая часть - бессоюзно присоединённое простое предложение, выражающее обобщающую оценку, и т. д. Модели синтаксического строения II и их конкретные воплощения исключительно многообразны. Каждая модель характеризуется не только соответствием синтаксического и содержательного уровней, но и соразмерностью, уравновешенностью частей: если в П. есть цепь придаточных, они начинаются обычно с одинакового союза, имеют близкие размеры, сходное синтаксическое строение и т. д. Эти черты придают П. музыкальность и ритмичность. Интонационный контур П. характеризуется постепенно нарастающим повышением с кульминацией в конце первой части, следующей далее паузой и глубоким понижением в конце. Интонационная структура П. соответствует его содержательному и синтаксическому членению, подчёркивая средствами просодии его стройность, внутреннюю напряжённость и завершённость. П. распространён в литературно обработанной речи: в художественной прозе, поэзии,
    публицистике, в ораторской речи. Формирование 333 П. как особой формы синтаксического художественного построения на рус. основе происходило в прозе Н. М. Карамзина. В «Истории государства Российского» (1816-24) П как в наиболее сложных, так и в простых реализациях сохраняет верность не только главным, структурообразующим чертам (единство темы, внутренняя логичность, завершённость), но и вторичным характерным признакам: П. у Карамзина округлён, соразмерен, в какой-то степени монотонен и одновременно величав; напр., П., построенный Карамзиным на деепричастных оборотах: «Достигнув цели, возникнув из ничтожности рабской до высоты самодержца, усилиями неутомимыми, хитростию неусыпною, коварством, происками, злодейством, наслаждался ли Годунов в полной мере своим величием, коего алкала душа его,- величием, купленным столь дорогою ценою?*. П. использовали А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, СТ. Аксаков, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Горький, К. А. Федин, А.Т.Твардовский. II. эволюционирует вместе с художественным методом лит-ры; это особенно заметно в художественной прозе, где отказ от нек-рых его вторичных, «внешних» признаков сопровождается, при верности главному, появлением новых признаков - разг. интонацией, «ломаной линией», передающей нервный ритм и богатое психологическое звучание художественного текста; напр., П. из «Братьев Карамазовых» Достоевского: «А всё-таки как ни будем мы злы, чего не дай бог, но как вспомним про то, как мы хоронили Илюшу, как мы любили его в последние дни и как вот сейчас говорили так дружно и так вместе у этого камня, то самый жестокий из нас человек и самый насмешливый, если мы такими сделаемся, все-таки не посмеет внутри себя посмеяться над тем, как он был добр и хорош в эту теперешнюю минуту!*.

    ← Вернуться

    ×
    Вступай в сообщество «hatewall.ru»!
    ВКонтакте:
    Я уже подписан на сообщество «hatewall.ru»