С каким принципом связано дополнительное образование. III

Подписаться
Вступай в сообщество «hatewall.ru»!
ВКонтакте:

Целями Концепции являются:

обеспечение прав ребенка на развитие, личностное самоопределение и самореализацию;

расширение возможностей для удовлетворения разнообразных интересов детей и их семей в сфере образования;

развитие инновационного потенциала общества.

Для достижения целей Концепции необходимо решить следующие задачи :

развитие дополнительного персонального образования как ресурса мотивации личности к познанию, творчеству, труду, искусству и спорту;

проектирование мотивирующих образовательных сред как необходимого условия "социальной ситуации развития" подрастающих поколений;

интеграция дополнительного и общего образования, направленная на расширение вариативности и индивидуализации системы образования в целом;

разработка инструментов оценки достижений детей и подростков, способствующих росту их самооценки и познавательных интересов в общем и дополнительном образовании, диагностика мотивации достижений личности;

повышение вариативности, качества и доступности дополнительного образования для каждого;

обновление содержания дополнительного образования детей в соответствии с интересами детей, потребностями семьи и общества;

обеспечение условий для доступа каждого к глобальным знаниям и технологиям;

развитие инфраструктуры дополнительного образования детей за счет государственной поддержки и обеспечения инвестиционной привлекательности;

создание механизма финансовой поддержки права детей на участие в дополнительных общеобразовательных программах независимо от места проживания, состояния здоровья, социально-экономического положения семьи;

формирование эффективной межведомственной системы управления развитием дополнительного образования детей;

создание условий для участия семьи и общественности в управлении развитием системы дополнительного образования детей.

IV. Принципы государственной политики развития дополнительного образования детей

Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей.

Востребованы следующие инновационные инструменты государственного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформализованность, основывающиеся на принципах общественно-государственного партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов сферы образования (детей, семей и организаций):

принцип социальной гарантии государства на качественное и безопасное дополнительное образование детей;

принцип общественно-государственного партнерства в целях расширения вовлеченности детей в дополнительное образование, включая расширение обязательств государства по бюджетному финансированию дополнительного образования, а также стимулирование и поддержку семей;

принцип реализации права на развитие личностного и профессионального самоопределения детей и подростков в различных видах конструктивной и личностнообразующей деятельности;

принцип общественно-государственного партнерства в целях поддержки разнообразия детства, самобытности и уникальности личности посредством расширения спектра дополнительных общеразвивающих и дополнительных предпрофессиональных программ разной направленности и сетей организаций дополнительного образования, обеспечивающих приобщение детей к традиционным и общечеловеческим ценностям в современном информационном постиндустриальном поликультурном обществе;

принцип расширения социальной и академической мобильности детей и подростков через дополнительное образование;

принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования средств массовой коммуникации (средства массовой информации, телевидение, сеть "Интернет", социальные и интеллектуальные сети, издательства) к расширению репертуара качественных научно-популярных программ, передач, цифровой и печатной продукции, ресурсов мобильного дистанционного обучения, направленных на личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков, их самообразование и позитивную социализацию;

принцип содействия государственно-частному партнерству в сфере игровой индустрии, производящей безопасные игры (в том числе компьютерные игры общеразвивающего и обучающего характера), игрушки, имитационные модели, способствующие расширению условий реализации дополнительных общеобразовательных программ, психолого- педагогическому проектированию образовательных сред, стимулированию детей к познанию, творчеству и конструктивной деятельности;

принцип общественно-государственного партнерства в целях мотивирования различных организаций, осуществляющих образовательную деятельность (научных организаций, организаций культуры, спорта, здравоохранения и бизнеса), к предоставлению возможностей в этих организациях реализации дополнительного образования детей и подростков (библиотеки, музеи, театры, выставки, дома культуры, клубы, детские больницы, научно-исследовательские институты, университеты, торговые и промышленные комплексы);

принцип программоориентированности, где базовым элементом системы дополнительного образования рассматривается образовательная программа, а не образовательная организация;

принцип преемственности и непрерывности дополнительного образования, обеспечивающий возможность продолжения образовательных траекторий на всех возрастных этапах.

Проектирование и реализация дополнительных общеобразовательных программ должны строиться на следующих основаниях:

свобода выбора образовательных программ и режима их освоения;

соответствие образовательных программ и форм дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;

вариативность, гибкость и мобильность образовательных программ;

разноуровневость (ступенчатость) образовательных программ;

модульность содержания образовательных программ, возможность взаимозачета результатов;

ориентация на метапредметные и личностные результаты образования;

творческий и продуктивный характер образовательных программ;

открытый и сетевой характер реализации.

Система дополнительного образования детей – особый вид образования, направленный на всестороннее развитие интеллектуальных, духовно-нравственных, физических и профессиональных потребностей ребенка. В учреждениях дополнительного образования занимаются дети в возрасте от 5 до 18 лет. Рассмотрим, что собой представляет такая система образования, каковы ее особенности.

Развитие системы дополнительного образования детей началось в России в конце 19 века. Именно в то время стали возникать первые мастерские, клубы, кружки, летние оздоровительные лагеря, дневные приюты для детей. На уровне государства развитие системы дополнительного образования детей началось в самом конце 1917 года. Только к 1940 году было создано почти 2 тысячи внешкольных учреждений, которые находились в ведении министерств просвещения, культуры и путей сообщения.

Постепенно система дополнительного образования стала эффективным преемником внеклассной и внешкольной работы. Она является базисом дополнительного образования детей.

Основная цель современной системы дополнительного образования детей – создание методических и технических возможностей для получения знаний, а также условий для творческого развития ребенка.

Современная система дополнительного образования кроме традиционных форм включает в себя новые методы. Все более популярными становятся авторские программы развития и дополнительного образования, новейшие методики занятий.

Структуры системы дополнительного образования формируют у детей самосознание, ощущение ценности личности, самостоятельность и уверенность в своих силах. Занимаясь дополнительным образованием, ребенок развивает интересы, удовлетворяет творческие потребности, усваивает знания в том объеме и темпе, которые позволяют его индивидуальные особенности.

Система дополнительного образования включает в себя шесть направлений:

  • техническое творчество, в том числе, робототехника;
  • естественнонаучное, в частности и эколого-биологическое;
  • художественное;
  • туристско-краеведческое;
  • физкультурно-спортивное;
  • социально-педагогическое (волонтерство, работа с детьми с особенными потребностями или с одаренными детьми).

На сегодняшний день около 35% школьников занимаются разными видами образовательной деятельности в свободное время. В большей степени учреждениями данного типа пользуются дети подросткового возраста, от 11 до 15 лет.

Воспитательная система дополнительного образования детей

В первую очередь дополнительное образование детей любого направления преследует воспитательную цель. Основное внимание уделяется гармоничному развитию ребенка, повышению его нравственности и духовности.

Ведущими воспитательной системы дополнительного образования детей являются следующие принципы:

  • Гуманизация – утверждает ценность, неповторимость и уникальность каждого ребенка, его право на творческое самовыражение.
  • Индивидуализация – обеспечение максимального развития личности при сохранении индивидуальности обучающегося.
  • Валеологическая направленность – подразумевает сохранение здоровья ребенка.
  • Уважительное отношение – обеспечивает воспитание достоинства учащегося.
  • Культуросообразность – означает воспитание детей на принципах общечеловеческих ценностей, учитывая национальные традиции региона проживания.
  • Интеграция – сочетание образовательной, социокультурной и воспитательной деятельности.
  • Активное освоение среды.

Можно выделить основные воспитательные задачи системы дополнительного образования:

  • Развитие творческих способностей ребенка и формирование у него потребности в самореализации посредством творчества.
  • Сформировать и поддержать у ребенка чувство собственного достоинства и уважения к окружающим людям.
  • Заложить базовые основы культуры и сформировать начало ценностного отношения к общепринятым нормам культурной жизни общества.
  • Привить основы формирования гражданской позиции у ребенка.

Педагоги отмечают большое значение системы дополнительного образования в развитии многогранной личности. Такой вид воспитания побуждает каждого ребенка находить свой особый путь. В будущем это поможет ему научиться принимать самостоятельно правильные решения, выбрать профессию.

Система дополнительного образования в наше время непрерывно развивается. Постоянно возникают новые формы и методики данного вида обучения, совершенствуются известные методы и практики. Все это позволяет каждому ребенку найти для себя тот вариант дополнительного образования, который подойдет именно ему и будет учитывать все его потребности.

Основные принципы и функции дополнительного образования.

При организации дополнительного образования детей Учреждение опирается на следующие приоритетные принципы :

    принцип непрерывности и преемственности,

    принцип системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования,

    принцип вариативности,

    принцип гуманизации и индивидуализации,

    принцип добровольности,

    принцип деятельностного подхода,

    принцип творчества,

    принцип разновозрастного единства,

    принцип открытости системы.

Функции дополнительного образования:

    образовательная – обучение ребенка по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний;

    воспитательная – обогащение культурного слоя Учреждения, формирование в Учреждении культурной среды, определение на этой основе четких нравственных ориентиров, ненавязчивое воспитание детей через их приобщение к культуре;

    информационная – передача педагогом ребенку максимального объема информации (из которого последний берет столько, сколько хочет и может усвоить);

    коммуникативная – это расширение возможностей, круга делового и дружеского общения ребенка со сверстниками и взрослыми в свободное время;

    рекреационная – организация содержательного досуга как сферы восстановления психофизических сил ребенка;

    профориентационная - формирование устойчивого интереса к социально значимым видам деятельности, содействие определения жизненных планов ребенка, включая предпрофессиальную ориентацию.

    интеграционная – создание единого образовательного пространства Учреждения;

    компенсаторная – освоение ребенком новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих основное (базовое) образование и создающих эмоционально значимый для ребенка фон освоения содержания общего образования, предоставление ребенку определенных гарантий достижения успеха в избранных им сферах творческой деятельности;

    социализации – освоение ребенком социального опыта, приобретение им навыков воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни;

    самореализации – самоопределение ребенка в социально и культурно значимых формах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие.

В Учреждении реализуются дополнительные общеразвивающие программы следующих направленностей:

    физкультурно-спортивной

    социально-педагогической

    туристско-краеведческой

    художественной

    технической.

Создание и развитие системы дополнительного образования в Учреждении проходит в четыре этапа:

      Диагностико-информационный (невозможно решить задачу не изучив интересов, желания и потребности учащихся).

      Организационный (объединение единомышленников, создание кружков, секций и других объединений).

      Методическая и педагогическая поддержка (своевременное оказание методической помощи педагогам и педагогической помощи учащимся в сложных ситуациях выбора, самореализации, самооценки и др.).

      Анализ и отслеживание результатов (закрепление успехов, текущий контроль, анализ, выявления перспектив, учет и максимальное использование возможностей внешней среды).

Завершающий этап в развитии системы дополнительного образования не является окончанием работы в этом направлении. Двигателем системы является рост потребностей школьного коллектива.

Физкультурно-спортивная направленность.

Программы физкультурно-спортивной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на физическое совершенствование учащихся, приобщение их к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации.

Целью физкультурно-спортивного направления является воспитание и привитие навыков физической культуры учащихся и как следствие формирование здорового образа жизни у будущего выпускника, а также убеждение в престижности занятий спортом, в возможности достичь успеха, ярко проявить себя на соревнованиях. Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:

    создание условий для развития физической активности учащихся с соблюдением гигиенических норм и правил,

    формирование ответственного отношения к ведению честной игры, к победе и проигрышу,

    организация межличностного взаимодействия учащихся на принципах успеха,

    укрепление здоровья ребенка с помощью физкультуры и спорта,

    оказание помощи в выработке воли и морально-психологических качеств, необходимых для того, чтобы стать успешным в жизни.

Социально-педагогическая направленность.

Основная цель социально-педагогического направления – формирование у подростков приемов и навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию. Социально-педагогическая направленность способствует реализации личности в различных социальных кругах, социализации ребёнка в образовательном пространстве, адаптации личности в детском социуме. Приоритетными задачами социально-педагогического направления являются:

    социальное и профессиональное самоопределение учащихся,

    формирование гражданского самосознания,

    формирование здоровых установок и навыков, снижающих вероятность приобщения школьников к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ,

    развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Программы социально-педагогической направленности обеспечивают общественное развитие человека во взаимодействии и общении с другими людьми, социально-культурной средой, осуществляют формирование у детей положительного социального опыта, освоение социальных ролей, учат успешно общаться с детьми разными по возрасту и уровню развития.

Туристско-краеведческая направленность.

Программы туристско-краеведческой направленности в системе дополнительного образования ориентированы на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных, являются источником социального, личностного и духовного развития учащихся.

Целью туристско-краеведческого направления является воспитание гражданина России, знающего и любящего свой край, его традиции и культуру и желающего принять активное участие в его развитии. Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:

    развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, пробуждение любви к Малой Родине,

    формирование представлений о различных сторонах жизни своего края, города, района и его населения,

    привлечение школьников к сохранению историко-культурного наследия через создание и работу школьного музея,

    распространение краеведческих знаний среди школьников через выступления с беседами, организацию тематических выставок.

Художественная направленность.

Программы художественной направленности в системе дополнительного образования ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению учащимися основ будущего профессионального образования.

Основной целью данного направления является: раскрытие творческих способностей обучающихся, нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребёнка.

Работа с учащимися предполагает решение следующих задач:

    развивать активную самостоятельную деятельность;

    воспитывать интерес к культуре, искусству;

    воспитывать целенаправленность и потребности в творческом развитии и самореализации.

СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

директор

МОУДО «ЦДОД «Каскад»

ВОСПИТАНИЕ – САМОЕ СВЯТОЕ

ИЗ ВСЕХ СВЯТЫХ ДЕЛ

(Святитель Феофан Затворник)

возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные эстетические творческие запросы.

Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности; оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.

Условием становления дополнительного образования как сферы свободного самоопределения личности является реализация вариативных и дифференцированных педагогических программ , удовлетворяющих различные по мотивам и содержанию образовательные потребности заказчиков, основными из которых являются дети и их родители. К числу ведущих видов потребностей следует отнести:

· Творческие потребности, обусловленные как желанием родителей развить индивидуальные способности детей, так и стремлением детей к самореализации в избранном виде деятельности;

· Познавательные потребности, определяемые стремлением к расширению объема знаний, в том числе и в области выходящих за рамки программы школьного образования;

· Коммуникативные потребности детей и подростков в общении со сверстниками, взрослыми, педагогами;

· Компенсаторные потребности детей, вызванные желанием за счет дополнительных знаний решить личные проблемы, лежащие в сфере обучения или общения;

· Профориентированные прагматические потребности школьников, связанные с установкой на допрофессиональную подготовку;

· Досуговые потребности детей различных возрастных категорий, обусловленные стремлением к содержательной организации свободного времени .

Современные учреждения дополнительного образования детей преследуют цель развития мотивации личности к познанию и творчеству, реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Перед учреждениями дополнительного образования стоят задачи:

· обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;

· Раскрытие творческого потенциала через различные по содержанию и уровню освоения программы для детей с разными возможностями, в том числе для детей с проблемами в сфере обучения и общения, а также одаренных детей;

· социальной адаптации, включающей опыт межличностного взаимодействия, различные социальные инициативы через программы детских общественных объединений ; осознанный и успешный выбор профессиональной деятельности через профильные программы допрофессиональной ориентации и подготовки;

· формирования общей культуры, в том числе культуры досуговой деятельности, через разнообразные по познавательной проблематике программы, дающие выбор форм и средств организации свободного времени;

· удовлетворения потребности детей в занятиях физической культурой и спортом.

Деятельность детей в учреждениях дополнительного образования протекает в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам. Занятия могут проводиться по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам.

Предусматриваются разнообразные формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, со всем составом детского объединения. Традиционная базовая форма - объединения детей по интересам. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т. е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог. Набор осуществляется без ограничения возраста.

В большинстве учреждений дополнительного образования наблюдается достаточно высокий процент сохранности контингента, что объясняется искренней заинтересованностью детей в занятиях объединений учреждений дополнительного образования.

Высокая сохранность контингента воспитанников наблюдается и в учреждениях дополнительного образования города Волжска. Сегодня в Волжске почти пять тысяч ребят занимаются в пяти учреждениях дополнительного образования детей:

· Во Дворце творчества детей и молодежи;

· В спортивной школе;

· На станции юных техников;

· В Волжском детском экологическом центре;

· В Центре «Каскад».

Волжские учреждения дополнительного образования строят свою деятельность на основе, выше перечисленной, Федеральной нормативно-правовой базы и документов республиканского и городского уровней:

С 2006 года Дворец творчества детей и молодёжи располагается в типовом здании бывшего Детского Дома, по адресу: 1 «а» и работает по десяти направлениям: художественно-эстетическому, социально-педагогическому, научно-техническому, эколого-биологическому, туристско-краеведческому, детскому движению, досуговому, культурологическому, физкультурно-спортивному, спортивно-техническому. В учреждении функционирует 23 творческих объединения, в которых занимается более 1200 человек.

Сегодня миссия Дворца творчества детей и молодежи заключается в создании целостной, открытой социально-педагогической системы. Приоритетными направлениями деятельности являются:

· духовно - нравственное воспитание

· патриотическое воспитание;

· совершенствование системы работы с одаренными детьми

· расширение и совершенствование краеведческой работы, основанной на уважении к традициям и культуре своего народа, старшим поколениям, родителям;

· развитие досуговой деятельности (возрождение семейного досуга).

Во Дворце творчества детей и молодежи разработаны и действуют развивающие программы:

· «Возрождение», приобщающающая детей к духовности, способствующая их гражданскому становлению через изучение истории и культуры народов, населяющих Республику Марий Эл;

· Федеральная программа «Патриотическое воспитание и гражданское становление…на гг.;

· Республиканские программы туристско-краеведческого движения учащихся Республики Марий Эл;

· Программа «Педагог»

В течение года в рамках реализации программ «Педагог» и «Возрождение» под патронажем Благочинного Волжского округа, протоиерея Александра Михайлова были организованы круглые столы по духовно-нравственному воспитанию для методистов и педагогов дополнительного образования, учителей города, посещающих курсы «Духовные ценности России», встречи с выдающимися людьми: известным детским психологом, писательницей из Москвы, режиссером из Санкт-Петербурга, педагогами детской музыкальной школы Волжска.

Дворец творчества детей и молодежи выступает как методический центр по различным направлениям досуговой деятельности, как центр по формированию новых технологий для организации досуга детей и подростков.

В целях формирования позитивных моральных устоев, личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни совместно с Волжским филиалом ФСКН разработана межведомственная программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на годы».

Дворец творчества детей и молодежи проводит целенаправленную работу с родителями воспитанников в родительском клубе «Русская провинция», который ведет просветительскую, консультационную, оздоровительную, пропагандистскую деятельность. В клубе проводятся праздники светского и народного календаря, работает видеозал с просмотром документальных, научно-популярных фильмов духовно-патриотического содержания, проводятся встречи родителей с представителями духовенства, а также организуются экскурсионно-исторические поездки в Казань, Чебоксары, Йошкар-Олу.

Результатом деятельности совершенствования воспитательной работы является участие в третьем Всероссийском конкурсе «Организация воспитательного процесса в образовательных учреждениях» в 2006г. и получение Диплома I степени.

Эстафету становления учреждений дополнительного образования детей подхватила детско-юношеская спортивная школа, открывшаяся в городе в 1958 году. На этапе становления школу посещали семьдесят ребят. Юные спортсмены занимались лыжными гонками , конькобежным спортом , слаломом, прыжками с трамплина и гимнастикой. К своему полувековому юбилею школа приближается с достойными результатами: здесь воспитали двух мастеров спорта международного класса по дзюдо Щеголеву Анжелу и Игнатьева Сергея; мастера спорта международного класса по легкой атлетике Андреева Павла. Кроме того, в арсенале школы 11 мастеров спорта по дзюдо, легкой атлетике и лыжным гонкам.

1111 детей сегодня занимаются в школе по 16 спортивным направлениям:

легкая атлетика, лыжные гонки, дзюдо, бокс, баскетбол , гребля на байдарках и каноэ, футбол, хоккей с шайбой, фигурное катание на коньках, плавание, спортивный туризм , рукопашный бой , пулевая стрельба , греко-римская борьба , спортивная гимнастика , атлетическая гимнастика.

Физкультурно-спортивная деятельность позволяет целенаправленно и эффективно воздействовать на все компоненты физического состояния человека, включая разнообразные физические и психические качества, двигательные способности, телосложение, здоровье, воспитание дисциплинированности, коммуникабельности, способности анализировать свои успехи и неудачи, желание быть лучшими, специфика подготовки спортсменов высокого класса предусматривает воспитание таких качеств, как выносливость, ловкость, гибкость, быстроту, силу воли.

В учебном году воспитанница отделении «дзюдо» Осипова Валентина (тренер) стала победительницей в своей возрастной группе в Турнире городов Поволжья по дзюдо, второй в финальном Первенстве Приволжского федерального округа по дзюдо и была удостоена чести стать членом сборной команды России. В марте 2007 года Валентина приняла участие в Международном турнире по дзюдо, проходившем в Берлине и вошла в десятку лучших дзюдоистов, заняв 7 место в своей весовой категории.

Васильев Сергей, Осипова Валентина, Устинов Александр – чемпионы турнира финно-угорских народов по дзюдо среди юношей и девушек г. р. Пятеро воспитанников отделения «дзюдо» приняли участие в III Летней Спартакиаде учащихся 2007 года в составе сборной команды Мари Эл.

Воспитанник отделения по легкой атлетике Ваньчушкин Роман (тренер) – чемпион в беге на дистанции 60 метров в зимнем Чемпионате и Первенстве Республики Марий Эл по легкой атлетике, в матчевой встрече городов Поволжья по легкой атлетике. Четверо воспитанников отделения «легкая атлетика» приняли участие в III Летней Спартакиаде учащихся 2007 года в составе сборной команды Марий Эл.

Воспитанник отделения «бокс» Трофименко Денис (тренер) неоднократный победитель и призер всероссийских и региональных соревнований по боксу. Труков Александр (тренер) победитель первенств Приволжского федерального округа по боксу.

Команда лыжников (тренеры,) заняла II место в Первенстве Республики Марий Эл среди школьников в зачет III Зимней Спартакиады учащихся 2007 года. Соколова Кристина (тренер) вошла в сборную команду республики по лыжным гонкам и приняла участие в финале III Зимней Спартакиады учащихся 2007 года. Кристина – обладательница правительственного гранта, она занесена в Энциклопедию «Лучшие люди России» (приложение «Одаренные дети – будущее России»).

Крысина Елена (тренер) – чемпионка Первенства Республики Марий Эл среди детско-юношеских спортивных школ по лыжным гонкам, победительница XIII открытых республиканских соревнований по лыжным гонкам среди юношей и девушек г. р.

С 2004 года на базе детско-юношеской спортивной школы функционирует отделение по фигурному катанию, юные фигуристы являются победителями республиканских и участниками региональных соревнований. Наилучших результатов достигли: Хисамова Эвелина, Санников Игорь, Аракчеева Полина, Бакуркина Екатерина.

Воспитанники отделения «хоккей с шайбой» принимали участие в Первенстве России по хоккею среди хоккейных школ Поволжья в Федерации хоккея России. Юные хоккеисты г. р. заняли I место (группа «Б») Большая воспитательная работа в детско-юношеской спортивной школе проводится в период организации спортивно-оздоровительных отрядов при общеобразовательных школах. В планы работы спортивных объединений помимо тренировочного процесса и активного отдыха входит участие в городских и республиканских спортивных праздниках, посвященных Дню физкультурника, турниры по различным видам спорта, посвященные Дню города, зональные и всероссийские соревнования юных футболистов на приз клуба «Кожаный мяч» и т. п.).

Не первый год школа сотрудничает с дошкольными учреждениями: ребята из детского сада № 2 «Колокольчик» с большим желанием посещают занятия по легкой атлетике, а дошкольники из д/с № 26 «Подсолнушек» - занятия отделения «фигурное катание на коньках», которые проводятся на базе ледового комплекса «Ариада».

Непрерывно в школе ведется работа по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков. Воспитанники отделений «легкая атлетика», «лыжные гонки», «фигурное катание» приняли участие в городском конкурсе рисунков и плакатов «Я за здоровый образ жизни!», «Я выбираю спорт!» и стали победителями в возрастной категории от 14 до 18 лет.

Стало традиционным участие ДЮСШ во всероссийской акции «Спорт против наркотиков». В план проведения акции входят городские и республиканские соревнования по легкой атлетике, туризму, баскетболу, беседы с воспитанниками и наглядная агитация по профилактике ПАВ.

Физкультура и спорт в нашем городе, как и во всей стране, являются приоритетным направлением развития. Не случайно в распоряжение школы в 1995 году передана лыжная база, в 1999 - зал дзюдо. Готовятся к передаче

спортивные залы по улице Грибоедова 2а и Заводская 8. В перспективе планируется модернизация лыжной базы: перевод на газовое отопление, оборудование лыжного стадиона, прокладывание новой лыжной трассы; строительство и реконструкция зданий .

В 1970 году юные любители радиотехники получили возможность развивать и совершенствовать свои способности на станции юных техников, открытой в деревянном здании барачного типа по адресу ул. К. Либкнехта - 124 «а». На станции работало 8 кружков радиотехнической направленности:

· радиотелеграф

· радиоконструирование.

120 ребят увлеченно занимались радиоделом. Старый девиз юных техников «Научился сам - научи других» ориентировал и ориентирует школьников на выбор профессии педагога дополнительного образования.

Более 25 лет занимается с детьми Балмушев Энвер Мухаметзарифович, передавая неподдельный интерес к радиоделу своим ученикам и последователям.

Педагоги станции юных техников гордятся своими выпускниками:

· Вахонин Константин является ныне проректором филиала Института бумаги и леса в г. Волжске;

· Субботин Анатолий по сей день, занимает призовые места в соревнованиях по радиосвязи на мировом уровне.

· Михайлов Олег стал заместителем прокурора Республики Марий Эл.

В настоящее время станция размещается в бывшем помещении детского сада по адресу: ул. Кирова - 5. Педагоги работают с детьми по трём направленностям:

· техническому;

· спортивно-техническому;

· художественно – эстетическому.

Сегодня 692 учащихся 1-11 классов занимаются в 71 объединение станции, показывая достойные результаты, на соревнованиях различного уровня:

· Тогда же команда ПУ – 15, воспитанников клуба «Каскад» заняла II место в Республиканском Первенстве ФСО «Юность России».

В учебном году ребята, из объединений физкультурно - спортивной направленности приняв участие в соревнованиях всех уровней, завоевали 107 призовых мест, из них в городских соревнования - 39, в республиканских - 44, в региональных - 5, в федеральных – 19.

В марте 2007 года клуб «Каскад» занял I место в Республиканском туре

смотра – конкурса «На лучшую постановку физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства за 2006 год», в июне клуб выиграл грант в размере 30000 рублей, став победителем одноименного смотра-конкурса в Российском туре.

В клубе работают несколько объединений социально-педагогической направленности. Одно из них объединение «Ролевые игры», организовано в октябре 2003 года в рамках борьбы с преступностью и ростом наркомании среди подростков. Перед руководителем объединения Фоминой Ниной Николаевной была поставлена цель:

Сформировать у подростков устойчивость к негативному влиянию криминальной среды на их личность;

Воспитать чувство патриотизма и гражданственности;

Сформировать мотив для последующей службы в Российской армии.

За три года занятий учащиеся объединения «Ролевые игры», бывшие трудные подростки с улицы полностью изменили взгляды на жизненные ценности.

Сегодня эти ребята служат в рядах вооруженных сил, учатся в институтах и техникумах. На их место пришли новые подростки. Теперь ребята - «ролевики» учатся не только фехтованию, выносливости и ловкости, но и изучают историю России , её культуру и традиции, принимают активное участие в мероприятиях различного уровня. В городском конкурсе «Татьянин день» 25 января Пологина Настя победила в номинации за лучшее раскрытие образа Святой Равноапостольной Княгини Ольги. В августе группа ребят участвовала в Федеральной игре «Хоббитские игрища 2007».

Модифицированная программа «Ролевые игры» успешно прошла отборочный тур и вышла в финал республиканского конкурса педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям».

Два года в рамках культурологической направленности в клубе функционирует объединение «Благовест». Образовательная деятельность объединения носит духовно – культурологический и социально-ориентированный характер.

Педагоги мечтают видеть каждого своего воспитанника «Человеком чувствующим, думающим, сострадающим», и сами следуют Кодексу чести педагогов объединения «Благовест».

Научно-техническое направленность представлена объединением «Компьютерная грамотность», возможность открытия которого была получена в 2003 году в результате участия клуба в Федеральном конкурсе проектов «Оснащение клубов по месту жительства», став победителем клуб получил статус Федеральной экспериментальной площадки и получил комплект компьютеров.

Художественно-эстетическое направление в клубе представляют:

· Театральная студия «Теремок», руководитель её воспитанница Димитриева Катя в апреле 2007 г. стала победительницей Международного конкурса экологического рисунка «Неделя в защиту

животных IFAW» рисунок выставлен в Государственном Дарвиновском

В течение только учебного года воспитанниками ВДЭЦ было защищено 37 исследовательских работ и проектов в области экологии. Научные исследовательские работы воспитанников ВДЭЦ получают высокую оценку на олимпиадах, конкурсах, конференциях различного уровня, включая Всероссийский это и:

· II место на Всероссийской олимпиаде по школьному краеведению – Вахромеева Ивана, руководитель – ;

· III место (грант по Приоритетному Национальному проекту «Образование») на Всероссийском конкурсе юных исследователей окружающей среды - Мичукова Михаила (руководитель Мичукова М. В);

· Дипломы лауреатов II и III степени конкурса научно-исследовательских работ Международного детского экологического форума «Зеленая планета– 2006» - Васильевой Снежаны (руководитель) Федотовой Татьяны, Федотовой Марии (руководитель), Егоровой Натальи (руководитель), Ермохиных Надежды и Любы (руководитель);

· Дипломы II степени XVI Всероссийской научно-практической конференции одаренных школьников Intel – Авангард - 2007, Васильевой Снежаны (руководитель) и Маркиной Кристины (руководитель), девочки получили гранты на сумму 12500 рублей каждая для участия в данной конференции;

Невозможно представить, сколько труда и усилий, сколько тепла и доброты нужно приложить, чтобы ребята могли добиваться таких высоких результатов, чтобы в городе полноценно функционировал детский научно-исследовательский центр, где дети решают отнюдь не детские задачи и проблемы. И все это благодаря замечательному человеку, кандидату сельскохозяйственных наук, специалисту в области экологии леса, почетному работнику общего образования Российской Федерации Егоровой Валентине Алексеевне, энтузиасту, возглавившему девять лет назад Волжский детский экологический центр.

За годы существования системы дополнительного образования детей в нашей стране миллионы мальчишек и девчонок, благодаря грамотной, неординарной работе педагогов дополнительного образования сумели найти свое призвание, смогли открыть в себе неожиданные способности и развить свои таланты.

Тысячи подростков смогла уберечь деятельность учреждений дополнительного образования от негативного влияния улицы, посредством, утраченной в перестроечные годы, нравственной системы воспитания, основанной на идеях патриотизма и духовной культуры российского народа.

Именно в учреждениях дополнительного образования возрождаются обычаи и традиции российского народа и главная традиция: любить, уважать и защищать Родину!

Учитывая выше перечисленные факты необходимо не только сохранять сеть учреждений дополнительного образования детей, но и развивать работу всех дворцов, центров, домов, клубов, станций, увеличивая финансирование на совершенствование внешкольной жизнедеятельности наших детей. Каждый знает: дети наше будущее, будущее нашей страны. И чтобы это будущее было достойным экономить на нём нельзя!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

Памятка

Педагогу дополнительного образования

Г. Вышний Волочёк, 2009 год


Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей …………………………………………………………. с.

Особенности воспитательной работы в системе

дополнительного образования детей …………………………………... с.

Методы, средства и принципы воспитания……………………..... с.

Методы досуговой педагогики……………………………………… с.

Методика подготовки и проведения различных

форм учебных занятий ………………………………………………..... с.

Требования к учебному занятию детского объединения………... с.

Формы организации итоговой аттестации обучающихся

В детском объединении учреждения дополнительного

образования детей ……………………………………………………..…. с.

Методическое обеспечение учебного процесса

в дополнительном образовании детей ……………………………...... с.

Памятка педагогу дополнительного образования

по осуществлению педагогического анализа…………………..….… с.

Педагогический словарик в помощь педагогам

дополнительного образования……………………………………..…… с.


Методы и принципы обучения в системе дополнительного образования детей

Метод обучения представляет собой способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.

Классифицировать методы обучения можно по различным критериям (основаниям) – по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д. Для удобства пользования выделим методы обучения, традиционно используемые в системе дополнительного образования детей, и рассмотрим их в соответствии с основными этапами обучения.

На этапе изучения нового материала в основном используются объяснение, рассказ, показ, иллюстрация, демонстрация, реже – лекции.



На этапе закрепления изученного материала в основном используются беседа, дискуссия, упражнение, лабораторная или практическая работа, дидактическая или педагогическая игра.

На этапе повторения изученного – наблюдение, устный контроль (опрос, работа с карточками, игры), письменный контроль (проверочная работа), тестирование.

На этапе проверки полученных знаний – зачет, экзамен, выполнение контрольных заданий, защита творческих работ, выставка, концерт.

Сочетание методов образует методику . Рассмотрим наиболее распространенные методики обучения, используемые в сфере дополнительного образования детей.

Методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем учащимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Методика индивидуального обучения (в условиях учебной группы): при такой организации учебного процесса для каждого ребёнка (а лучше с его участием) составляется индивидуальный творческий план, который реализуется в оптимальном для него темпе.

Методика проблемного обучения: при такой организации учебного процесса педагог не дает детям готовых знаний и умений, а ставит перед ними проблему (лучше всего реальную и максимально связанную с повседневной жизнью детей); и вся учебная деятельность строится как поиск решения данной проблемы, в ходе чего дети сами получают необходимые теоретические знания и практические умения и навыки.

Методика проектной деятельности: при такой организации учебного процесса изучение каждой темы строится как работа над тематическим проектом, в ходе которой дети сами формируют на доступном им уровне его теоретическое обоснование, разрабатывают технологию его выполнения, оформляют необходимую документацию, выполняют практическую работу; подведение итогов проводится в форме защиты проекта.

Средства обучения – это источники получения знаний и формирование умений. Выбор средств обучения определяется особенностями учебного процесса (целями, содержанием, методами и условиями).

В педагогической науке нет четкой классификации средств обучения. Мы попробуем дать представление об основных из них, используя классификацию польского дидактата В.Оконя:

простые средства : а) словесные – учебники (и другие тексты), раздаточные материалы (наборы упражнений, заданий, схем, описаний и др.); б) визуальные – реальные предметы, модели, макеты, рисунки, карты, муляжи, коллекции и т.д.;

сложные средства : а) механические визуальные приборы – диаскоп, микроскоп, кодоскоп и др.; б) аудиальные – проигрыватель, магнитофон, радио-, аудиозапись; в) аудивизуальные – телевизор, видеомагнитофон, видеофильм; г) средства автоматизации процесса обучения – компьютеры, информационные системы, телекоммуникационные сети, обучающие кабинеты, компьютерные программы.

Принципы обучения – основные руководящие идеи, нормативные требования к организации и проведению учебно-воспитательного процесса. Принципы обучения зависят от общей педагогической концепции деятельности детского творческого объединения. Рассмотрим основные, сложившиеся в педагогической практике принципы и кратко раскроем их суть.

Принцип воспитывающего обучения – в ходе учебного процесса педагог должен давать ученику не только знания, но и формировать его личность.

Принцип научности – в содержание обучения можно включать только объективные научные факты, теории и законы, к тому же отражающие современное состояние науки или направления творческой деятельности.

Принцип связи обучения с практикой – учебный процесс необходимо строить так, чтобы дети использовали (или по крайней мере знали, как можно применить) полученные теоретические знания в решении практических задач (причем не только в процессе обучения, но и в реальной жизни), а также умели анализировать и преобразовывать окружающую действительность, вырабатывая собственные взгляды.

Принцип систематичности и последовательности – содержание учебного процесса необходимо строить в определенной логике (порядке, системе), в соответствии со следующими правилами:

а) изучаемый материал делится на разделы и темы, каждая из которых имеет определенную методику изучения;

б) в каждой теме выделяются смысловой центр, основные понятия и идеи, продумывается последовательность изложения;

в) при изучении учебного курса в целом устанавливаются внешние и внутренние связи между фактами, законами, теориями.

Принцип доступности – содержание и изучение учебного материала не должно вызывать у ребят интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Для того чтобы достичь этого, нужно соблюдать ещё одно правило: в процесс обучения включаем сначала то, что близко и понятно для учащихся (связано с их реальной жизнью), а потом – то, что требует обобщения и анализа, для начала предлагаем детям легкие учебные задачи, а потом – трудные (но обязательно доступные для выполнения под руководством взрослого).

Принцип наглядности – в ходе учебного процесса нужно максимально «включать» все органы чувств ребенка, вовлекать их в восприятие и переработку полученной информации (т.е. при обучении недостаточно только рассказать детям о чем-то, а следует дать возможность наблюдать, измерять, трогать, проводить опыты, использовать полученные знания и умения в практической деятельности).

Принцип сознательности и активности – результатов обучения можно достичь только тогда, когда дети являются субъектами процесса познания, т.е. понимают цели и задачи учения, имеют возможность самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, умеют ставить проблемы и искать пути их решения. Добиться активности и сознательности детей в процессе учения можно, если:

При определении содержания учебного процесса учитывать актуальные интересы и потребности детей;

Включать детей в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и выполнения учебных и практических задач;

Максимально активизировать процесс обучения (игровые и дискуссионные формы работы);

Стимулировать коллективные и групповые формы учебной работы.

Принцип прочности – полученные детьми знания должны стать частью их сознания, основой поведения и деятельности. Это может произойти, если:

В процессе обучения ребенок проявлял познавательную активность;

Проводились в необходимом количестве и последовательности специально подобранные упражнения на повторение учебного материала;

В структуре учебного материала и его содержании выделено главное и установлены логические связи между компонентами;

Систематически проводится контроль (проверка и оценка) результатов обучения.

← Вернуться

×
Вступай в сообщество «hatewall.ru»!
ВКонтакте:
Я уже подписан на сообщество «hatewall.ru»