Доехать сюда из столицы совсем не сложно: всего лишь час с небольшим на электричке от Курского вокзала, и вы в Павловском Посаде – городе, где родился знаменитый платок и жил предприниматель, прославленный Церковью.
По императорскому указу
Павловский Посад до сих пор живет тихо и неспешно, многие горожане знают друг друга в лицо и здороваются на улицах, а семьи дружат поколениями. В самом центре на улочках стоят красивые деревянные дома, во дворах кое-кто держит живность – кур или коз. В городе любят ласковые названия: «Топотушки», «Звездочка» – это детские сады, а магазины – «Каблучок», «Чайный домик». Культурная жизнь здесь кипит: концерты классической музыки и всевозможные выставки – не редкость, а посещать их считается хорошим тоном. Но самое главное – местные жители хорошо помнят свои корни, знают историю, и в этом кроется секрет их любви к родной земле.
День рождения города точно известен – 2 июня 1844 года по указу Сената за собственноручной подписью царя Николая I из села Павлово и еще четырех окрестных сел был образован посад под общим названием Павловский. Этот новый город вскоре прославился на всю Россию как родина знаменитого павловопосадского платка.
Наследие московского князя
История этого места давняя – первый храм здесь еще в XIV веке построил знаменитый московский князь Димитрий Донской, когда он владел здешними землями. На месте престола древнего храма в конце ХIХ века был поставлен часовенный столб. Как гласит надпись на нем, когда-то здесь стоял деревянный храм во имя святого великомученника Димитрия Солунского – в честь небесного покровителя великого князя. С тех давних пор Димитрий Солунский считается покровителем здешних мест. В 1710 году тут выстроили новый каменный храм в честь Воскресения Христова, в 1839 году к нему пристроили колокольню, а чуть позже – крестильню. В 1938 году храм закрыли, а в конце 50-х годов разрушили. Уцелели лишь колокольня и крестильня, в которой ныне располагается храм. Колокольня Воскресенского храма – архитектурная доминанта и символ Павловского Посада.
Напротив колокольни, через дорогу, стоит часовня в честь защитников Отечества. Это реконструкция часовни, построенной в 1912 году к столетию Отечественной войны 1812 года по инициативе местного общества хоругвеносцев. В советские годы, в одну из «безбожных пятилеток», часовню разрушили, а в 2009 году восстановили на средства местных жителей. Рядом находится небольшой чугунный мост – молодожены после ЗАГСа приезжают сюда, чтобы повесить свой замок в знак вечности брачного союза.
Купец-миссионер
Павловский Посад был крупным текстильным центром Богородского уезда Московской губернии, с середины ХIХ века тут бурно развиваются мануфактуры и начинается производство знаменитых павлово-посадских шалей. Наиболее успешным производителем шалей был купец Яков Иванович Лабзин, крупный благотворитель и глубоко верующий человек. Его близкий друг и деловой компаньон Василий Иванович Грязнов был в 1999 году прославлен как местночтимый святой – святой праведный Василий Павлово-Посадский. День его памяти – 1 марта по новому стилю. Василий Грязнов родился в семье старообрядцев, но в юности сознательно перешел в лоно Матери Церкви и в течение своей жизни обратил около двух тысяч староверов. Он был старостой Воскресенской церкви, способствовал расширению и украшению храма. Василий Иванович пользовался особым расположением святителя Филарета Московского, который характеризовал его как «ревнителя Православия». После смерти Василия Ивановича его друг Яков Лабзин построил над его могилой храм, позднее ставший собором Покровско-Васильевского монастыря.
Обитель праведного Василия
Покровско-Васильевская женская община, существовавшая с конца ХIХ века, вскоре после создания получила статус монастыря. Здесь возвели колокольню, келейные корпуса, детский приют. Когда в 1920 году обитель закрывали, в ней были около ста монахинь. В советское время в здании храма находились общежития, овощехранилище, авторемонтная мастерская. В 1989 году обитель вернули Церкви, и сейчас Покровско-Васильевский монастырь, после восстановления открытый как мужской, поражает своей благоустроенностью. При нем действуют ферма и пасека, поэтому там всегда можно купить свежие молочные и мясные продукты и мед. Восстановлен старый келейный корпус и построена новая трапезная, готовые в скором времени принять паломников.
В верхнем храме Покровской церкви, справа от алтаря, находится серебряная рака с мощами св. прав. Василия Павлово-Посадского, а также ковчег с частицами мощей многих святых из Киево-Печерской Лавры. А в нижнем храме, открытом только Великим постом, хранятся особо почитаемые в монастыре образы – великомученика Пантелеймона (чудом сохранившаяся старая монастырская икона) и икона Божией Матери Скоропослушница, привезенная с Афона вскоре после восстановления обители.
Вознесение на Городке
Одна из архитектурных жемчужин Павловского Посада – храм Вознесения Господня на Городке, построенный в 1908 году. Красивый храм из красного кирпича никогда не закрывался, и все его внутреннее убранство сохранилось полностью, в том числе уникальный деревянный иконостас работы иконописца Васильчикова, расписывавшего иконостас в храме Христа Спасителя. В храме находятся ковчеги и иконы с частицами мощей святых – св. влмч. Варвары, Преп. Сергия Радонежского, блж. Матроны Московской, свт. Димитрия Ростовского и многих других, общим числом около 100. Есть в числе прочих и икона с частицей мощей свт. Иннокентия, епископа Пензенского, который родился и получил свое первое образование в Павловском Посаде.
Единственный в России
Конечно, в Павловском Посаде есть Музей истории русского платка и шали – единственный в России, где можно увидеть платки, выпускавшиеся в разных уголках России за последние 150 лет. Шерстяные, шелковые, парчевые, с золотным шитьем платки радуют посетителей своей красотой. Особое место занимают памятные платки – например, редкий платок 1905 года, посвященный 50-летию священства отца Ионна Кронштадтского, он был выпущен еще при жизни батюшки. В музее проводятся экскурсии, а особо интересующиеся могут поучаствовать в мастер-классе по изготовлению сувенирного платка по старинной технологии.
А еще в Павловском Посаде просто приятно побродить по тихим улочкам, полюбоваться на домики с резными наличниками и цветами на окошках, посмотреть с многочисленных мостов на речки Клязьма или Вохонка. И подышать чистым, почти деревенским воздухом – перед тем как сесть в электричку и вернуться домой.
В блокнот паломнику:
Добраться в Павловский Посад из Москвы можно:
– на электричках горьковского направления с Курского вокзала до станции «Павлово Посад». Время в пути 1 ч. 10 мин. – 1 ч. 30 мин.
– на автобусе № 386 от станции метро «Партизанская». Время в пути зависит от пробок на Горьковском шоссе: 1 ч. 20мин. – 2 ч. 30мин.
– на автомобиле по Горьковскому или Новосовихинскому шоссе.
Время в пути зависит от пробок и примерно составляет 1 час.
Елена Ермилова,
Иванович Грязнов(21.02.1816, дер. Евсевьево Богородского у. Московской губ.- 16.02.1869, Павловский Посад Богородского у. Московской губ.), св. прав. Павловопосадский (пам. 16 февр., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых). Из гос. крестьян, в детстве обучился грамоте по Часослову и Псалтири. В 30-х гг. работал на фабрике в Павловском Посаде, пристрастился к пьянству, вместе с неск. рабочими занимался грабежом на дорогах. Благодаря знакомству с настоятелем Берлюковской пуст . иером. Венедиктом (Филипповым) раскаялся, начал вести праведную жизнь. В своем доме в Евсевьеве В. устраивал собрания, на к-рых читали Свящ. Писание и творения св. отцов. В 1845 г. по наущению павловопосадского купца Широкова, к-рого святой обличал в тайной приверженности старообрядчеству, на В. был сделан донос о якобы основанной им «фармазонской секте». Праведник был арестован, но вскоре освобожден за недоказанностью обвинения. По преданию, В. неск. раз удостаивался явлений святых - прп. Сергия Радонежского, мучениц Веры , Надежды , Любови , Софии и сщмч. Харалампия , к-рый благословил праведника на старческое служение (см. Старчество). Приходившие к В. люди получали от него духовные советы даже в самых затруднительных житейских ситуациях. Свт. Филарет (Дроздов) писал прп. Антонию (Медведеву) о том, что В. обратил к Церкви «немалое число раскольников». В 1848 г., во время эпидемии холеры в Павловском Посаде, у святого открылся дар исцеления - никто из обратившихся к нему больных не умер.
В кон. 40-х гг. В. сблизился с владельцем платочной фабрики в Павловском Посаде Я. И. Лабзиным, к-рый в 1855 г. женился на сестре В. В 1853 г. В. стал компаньоном Лабзина и купцом 1-й гильдии, в 1863 г. был создан торговый дом-мануфактура «Яков Лабзин и Василий Грязнов» - предприятие, поставившее на промышленную основу производство павловопосадских шалей и платков. Став крупным предпринимателем, В. развернул широкую благотворительную деятельность. В 1858 г. по благословению свт. Филарета он взял на себя попечение о Гуслицком муж. мон-ре . В 1860-1869 гг. являлся старостой в павловопосадской Воскресенской ц., к-рую перестроил и благоукрасил, содержал на свои средства церковный хор.
В 60-х гг. по благословению свт. Филарета В. организовал в Павловском Посаде муж. иноческую общину, для к-рой Московский святитель составил устав. Неподалеку от мануфактуры В. построил 2-этажный дом для 11 иноков, рядом устроил отдельную келью, в к-рой молился и принимал приходивших к нему людей (келья была разрушена в 70-х гг. XX в.). В святом сочетались духовные дарования благотворителя и старца, его называли «фабричным духовником». В 1868 и 1869 гг. В. и Лабзин подавали прошения в Синод о преобразовании общины в общежительный мон-рь, но получили отказы. Незадолго до кончины, находясь на лечении в Москве, В. написал письмо братии основанной им общины - свое духовное завещание (опубл.: «Возлюбленная моя о Господе братия!» Павловский Посад, б. г.). Святой скончался сразу после принятия Св. Таин, погребен на кладбище Павловского Посада при стечении множества людей. Сразу после кончины старца было установлено его панихидное поминовение.
В 1874 г. Лабзин, Н. И. и И. И. Грязновы (брат и племянник В.) построили на кладбище Павловского Посада 2-этажный Покровский храм, нижний придел к-рого 16 июля 1874 г. был освящен во имя св. Василия Декаполита, небесного покровителя В. В этот придел перенесли останки подвижника, оказавшиеся нетленными. При перезахоронении от останков В. были отделены и положены в серебряный ковчежец 2 перста. В 80-х гг. XIX в. при Покровском храме возникла жен. община, впосл. преобразованная в павловопосадский Покрова Богородицы Васильевский мон-рь , одним из попечителей к-рого был племянник В. фабрикант В. Н. Грязнов. Лабзин, насельницы и прихожане Покровской обители готовили материалы к канонизации старца. О. Я. Лабзина составила подробное жизнеописание В., к-рое в 1896 г. направила Московскому митр. Сергию (Ляпидевскому) . Краткое житие В. написал прот. С. Цветков (оригинал в фондах ГМИР). Игум. Покровского мон-ря Алевтина (Овчинникова) часто посылала болящих насельниц на могилу праведника, в летописи обители зафиксировано множество случаев чудотворений от его мощей.
В окт. 1919 г. сотрудники губ. ЧК изъяли из Покровского мон-ря личные вещи, письма, фотографии и жития В., а также ковчег с его перстами. Опасаясь осквернения останков святого, В. Н. Грязнов, Лабзина и др. почитатели старца замуровали его мощи в стене храма. В 20-х гг. XX в. имя В. стало объектом агрессивных нападок советской антирелиг. пропаганды. 16 окт. 1920 г. состоялся показательный суд над игум. Алевтиной, Грязновым и Лабзиной, к-рых обвинили «в мошеннической инсценировке культа бандита, скопца, купца» с целью «эксплуатации отсталых масс на почве религиозных суеверий» (ГАМО. Ф. 4776. Оп. 1. Ед. хр. 42). В 1921-1922 гг. в Павловском Посаде снимался антирелиг. фильм «Старец Василий Грязнов», главным оператором к-рого был Э. К. Тиссэ, фильм демонстрировался в кинотеатрах города до 1962 г. В 1925 г. вышло в свет клеветническое «антижитие» В.: Шпицберг И . Св. Василий Грязнов - защита подмосковных акул текстильной промышленности. М., 1925.
В 1991 г., во время проведения в Покрово-Васильевском храме ремонтных работ, в стене нижней церкви были обнаружены мощи В., ныне открыто почивающие в монастырском храме. Канонизация В. состоялась 7 авг. 1999 г., составлены служба и акафист святому. В Покровском мон-ре хранится копия прижизненного портрета старца (оригинал в фондах ГМИР).
Арх.: ГАРФ. Ф. 353. Оп. 4. Д. 392; РГИА. Ф. 515. Оп. 8. Д. 2456. Л. 32-33; ЦГИАМ. Ф. 263. Д. 4; Ф. 2127. Оп. 1. Д. 13. Л. 217-219.
Лит.: Моск. ЦВед. 1885. № 41; 1888. № 26; 1892. № 23; Ист.-археол. описание Павловского Посада. Павловский Посад, 1900.
Д . Б . Кочетов
СТАРЕЦ-ФАБРИКАНТ
Год назад, 7 августа (24 июля по ст. стилю) 1999 года, был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии старец Василий (Грязнов).
Василий Иванович Грязнов родился в 1816 году в пяти верстах от города Павловский Посад Московской губернии. Рядом он был из государственных крестьян. В середине XIX века Василий Грязнов, став купцом 2-й гильдии, одним из первых в Павловском Посаде завел набивное дело - производил шерстяные платки и ситцы с набивным рисунком. Василий Иванович пользовался большим духовным и нравственным авторитетом среди современников. По силе молитв его сравнивали с отцом Иоанном Кронштадским, а знавшие его представители местного духовенства полагали, что, возможно, мощи его будут прославлены. Известно, что готовилась его канонизация в лике праведников нашей Православной Церкви, но революционные события 1917 года помешали осуществлению этого благого начинания. Вся жизнь Василия Ивановича была посвящена служению Богу и ближнему. Старец умел соединить в себе и высокое духовное, и богатое материальное.
Начало своего общественного служения Василий Иванович положил как миссионер. По благословению духовника Берлюковской пустыни отца Венедикта он вступает в борьбу с раскольниками разных толков и согласий, которые во множестве населяли эту местность. Немало скорбей и гонений претерпел он на этом поприще. Был неоднократно оклеветан, не раз призывался на следствие в тайную полицию. Здесь он претерпел мучения: у него выбили два зуба и "учинили пролом головы". Господь не оставлял Своего страдальца, и правда всегда торжествовала. Следствие писало: "Василий Иванович Грязнов является человеком редкой добродетели, человек Божий и истинный христианин". По статистике того времени, им было обращено из раскола 7000 человек.
Не ограничиваясь полученным по благословению общественным служением, душа Василия Иванович а искала жизни иноческой. Он собирает вокруг себя общину с монашеским уклоном. Все члены общины вели аскетический образ жизни и ежедневно посещали богослужения в церкви.
Впоследствии он, по частному совету и благословению святителя Московского митрополита Филарета (Дроздова), организовал мужской монастырь (11 человек) и женскую общину (60 человек). Но официально их утвердить помешала его скорая кончина. Сам святитель Филарет с большим уважением и любовью относился к Василию Ивановичу. По его архипастырскому благословению, старец наблюдал за строительством Гуслицкого Свято-Преображенского мужского монастыря. Кроме всего прочего, Василий Иванович был церковным старостой Павлово-Посадского Воскресенского собора, который он украсил и расширил. За эту свою деятельность он получил от епархиального начальства золотую медаль.
Сестра Василия Ивановича, Акулина, вышла замуж за известного своим благочестием и благотворительностью фабриканта Якова Ивановича Лабзина. В 1855 году Грязнов и Лабзин решили объединиться. Учреждается торговый дом "Яков Лабзин и Василий Грязнов" - предприятие, поставившее на промышленную основу производство знаменитых павлопосадских шалей и платков. Ставши купцом 1 гильдии, Василий Иванович не изменил своему образу жизни. В этом ему виделась новая возможность помогать бедным людям, предоставляя им возможность зарабатывать себе на хлеб. Блаженный старец получил благословение свыше на то, чтобы щедрою рукой помогать всем, просящим его помощи. Однажды явился ему святой священномученик Харалампий и сказал: "Есть воля Божия тебе продолжать наблюдение за всеми врученными тебе Богом людьми, тобой обращенными в лоно Православной Церкви". Это укрепило его в новом звании.
Вскоре со всех сторон стали стекаться к нему люди за духовной и материальной помощью. Всякий проходящий видел, как искренне любил его старец, как он принимал его душевную боль. Поистине, Василий Иванович следовал по стопам Спасителя: был милостив, любил плачущих, коих непрестанно утешал, привечал сирот и обиженных. Бывало, когда дает советы, то сам плачет и у других слезы невольно вызывает.
А благотворительность его была так сильна, что он не щадил ни себя, ни своего состояния. Блаженный старец помогал всем и каждому, помогал всегда и везде. При фабрике Лабзина и Грязнова имелись богодельня на 60 человек и больница на 20 кроватей. За счет фабрики содержались и несколько школ, в которых училось 400 человек.
Старец почил в Бозе 16 февраля (1 марта) 1869 года. За свою богоугодную жизнь Василий Иванович получил и благодарные дары от Господа: прозорливость и дар исцеления различных недугов. Сохранилось описание его чудес-исцелений, как при жизни, так и после его преставления. Господь сподобил старца и нетлением его многоцелебных мощей, о чем сохранился акт судебно-медицинской экспертизы, проведенной в 20-х годах нашего столетия.
Мощи блаженного старца почивают в крипте Покровско-Васильевского храма Павловского Посада. Святый праведник отче Василие, моли Бога о нас!
Василий Грязнов был широко известен при жизни среди окрестного населения не только как фабрикант, но и своими богоугодными делами. Много лет он состоял старостой Павлово-Посадского собора Воскресения Христова, на средства его и Я. И. Лабзина был украшен интерьер храма, создавался новый иконостас. За эту деятельность В. Грязнов получил от Московской Епархии золотую медаль. Став купцом 1-й гильдии, В. Грязнов не изменил своему образу жизни - служению Богу и ближнему. Он сумел в себе соединить высокое духовное и богатое материальное. В. Грязнов считал своим долгом помогать бедным людям. При фабрике имелась богадельня на 60 человек и больница. За счет фабрики содержалось несколько школ.
В. И. Грязнов был знаком с митрополитом Московским Филаретом, состоял с ним в переписке, по его просьбе участвовал в устроении Спасо-Преображенской Гуслицкой обители (в Куровском). Василий Грязнов сам хотел уйти в монастырь - в разгар своего торгово-промышленного дела. Устроил келью при фабрике, молился в ней, читал церковные книги, привечал убогих богомольцев. На своей фабричной земле они с Лабзиным решили устроить монастырь. Василий Грязнов написал монастырский устав и предполагал стать игуменом в сей обители.
Этим планам не суждено было осуществиться. 16 февраля (1 марта) 1869 года В. И. Грязнов умер. На похороны его стеклись тысячи людей. Спустя непродолжительное время в окрестностях распространяется почитание его как святого, на его могиле происходят исцеления… При жизни Василий Иванович пользовался большим духовным и нравственным авторитетом среди современников. По силе молитв его сравнивали с отцом Иоанном Кронштадским, а местное духовенство надеялось, что после смерти мощи его будут прославлены. Известно, что готовилась его канонизация в лике праведников Православной церкви, но свершилась Октябрьская революция 1917 года.
Фабрика Лабзина-Грязнова была национализирована. В стране развернулись пропагандистские компании. В 1920 году в городе по решению московских властей состоялся показательный суд над «святошами» и «эксплуататорами» - бывшими владельцами фабрики. Имя Василия Грязнова было поругано, последователям его и продолжателям торгово-промышленного дела был вынесен обвинительный приговор с осуждением на многолетнее заключение с тяжелыми физическими работами.
Много пересудов будет вызывать впоследствии имя Василия Грязнова, появится несколько газетных и журнальных статей об этом человеке, снимут фильм, напишут житие. Безусловно одно: этот человек оказал огромное влияние на жизнь города - не только в ХIХ веке, но и в последующем времени.
В. И. Грязнов совместно с Я. И. Лабзиным создал уникальное производство платков и шалей, прославивших не только город, но и всю Россию. И сегодня в Павловском Посаде стабильно работает и выпускает прекрасные шали платочная мануфактура, до сих пор стоит выстроенная фабрикантами школа.
В августе 1999 г. В. И. Грязнов был канонизирован Русской Православной церковью в лике местночтимого святого Московской епархии как Праведный Василий Павловопосадский.
Живы традиции дел богоугодных
Виталий Попов
В августе 1999 года был прославлен в лике местночтимых святых Московской епархии старец Василий (Грязнов), мощи которого ныне покоятся в крипте Покровско-Васильевского мужского монастыря в Павловском Посаде.
Василий Грязнов родился 21 февраля 1816 года в деревеньке Евсевьево Богородского уезда Московской губернии. Родитель его, Иван Семенович, был крестьянином. Мать, Евдокия Захаровна, занималась воспитанием сынов и дочерей.
В середине XIX века Василий Грязнов стал купцом 2-ой гильдии и завел в Павловском Посаде мануфактурное дело - стал производить шерстяные платки и ситцы с набивным рисунком. Фабрикант стал пользоваться в округе авторитетом среди местного люда и просвещенных современников. И снискал уважение Василий Иванович своими миссионерскими и богоугодными делами.
Духовник Берлюковской пустыни отец Венедикт благословил Василия Грязнова на борьбу с раскольниками разных «толков и согласий», которые в изобилии населяли в то время Богородский уезд. По некоторым сведениям Грязнову удалось вызволить из раскола более семи тысяч человек. Однако немало скорбей, печалей и всевозможных гонений понес Василий Иванович на этом поприще. Не раз был оклеветан злобными языками, неоднократно писались на него доносы, и тайная полиция занималась его делами, заводила следствие. На одном из допросов в тайной полиции Василию Грязнову выбили два зуба и «учинили пролом головы». Эти мучения не останавливали Грязнова, не ослабляли его веру в Бога. Упечь фабриканта в тюрьму не удалось. Одно из последних следствий вынесло такой вердикт: «Василий Иванович Грязнов является человеком редкой добродетели, человек Божий и истинный христианин».
Религиозная душа Василия Грязнова алкала жизни иноческой. Он собрал вокруг себя общину с монашеским уклоном. Члены общины вели аскетический образ жизни и ежедневно посещали церковные богослужения. По совету и благословению Московского митрополита Филарета (Дроздова) Василий Иванович организовал в округе мужской монастырь из 11 человек и женскую общину, в которую входило около 60 православных христианок. Митрополит Филарет с любовью и уважением относился к Василию Ивановичу. По его благословению фабрикант наблюдал за строительством Гуслицкого Свято-Преображенского мужского монастыря. Василий Иванович являлся церковным старостой Павлово-Посадского Воскресенского собора, который благодаря его стараниям вельми украшен и расширен был. За эту деятельность Грязнов был удостоен от епархиального начальства памятной золотой медали.
Сестра Василия Ивановича Акулина вышла замуж за известного в округе благочестием и благотворительностью фабриканта Якова Лабзина. В 1855 году Грязнов и Лабзин решили объединить свои усилия и капиталы. Они учредили торговый дом «Яков Лабзин и Василий Грязнов». Они стали основателями предприятия, где было поставлено на промышленную основу производство известных ныне во всем мире павловопосадских шалей и платков.
Став купцом 1-ой гильдии, Василий Иванович остался верен религиозному образу жизни. Он всячески помогал бедным людям, предоставляя им возможность зарабатывать себе на жизнь и хлеб насущный. Со всех сторон округи стекались к нему страждущие люди, прося духовной и материальной поддержки. Грязнов не щадил ни себя, ни своего состояния. При фабрике Лабзина и Грязнова существовала богадельня на 60 человек и больница для бедных на 20 коек. За счет фабрики содержалось несколько школ, в которых обучалось не менее четырехсот местных детишек.
Василий Иванович умер 1 марта 1869 года. Его имя осталось в памяти благодарных потомков. На павловопосадской земле сохранились предания о благих делах Грязнова, возродились традиции благотворительности.
Традиции не возникают на пустом месте, а формируются долгим укладом жизни. Основанное Василием Грязновым промышленное дело достойно продолжает ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура». Это акционерное общество относится к предприятиям народных художественных промыслов. Усилиями многих здешних поколений на предприятии ревностно сохраняются художественные традиции уникального производства. Руководство этого предприятия бережно относится не только к традиции производства платков и шалей, но и чтит традиции богоугодных дел, заложенных в городе Василием Грязновым и Яковом Лабзиным.
Генеральный директор этого акционерного общества Владимир Стулов активно занимается благотворительной деятельностью. Частые гости в его кабинете – священнослужители близлежащих церковных приходов и монастырей. Владимир Сергеевич многим из них материально помогает. При его поддержке проведены работы по изготовлению нового иконостаса для возрожденной церкви Первосвятителя Николая Чудотворца в деревне Васютино. Новый иконостас украсили лики Спасителя и православных святых, над которыми в течение шести лет работал ногинский художник Александр Хопкин. Иконостас состоит из восьмидесяти пяти икон. Его высота – 11 метров, ширина – 8 метров.
7 августа нынешнего года на территории Покровско-Васильевского мужского монастыря пройдут торжественные богослужения, приуроченные к 10-летию со дня причисления к лику местночтимых святых Василия Грязнова. В этой обители почивают мощи святого старца Василия и не прекращается его почитание.
В этот день генеральный директор ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» Владимир Стулов преподнесет в дар монастырю икону святого преподобного Василия Павлово-Посадского. Ее написал по благословению настоятеля монастыря отца Андрея заслуженный художник России Александр Хопкин. Эта работа - знаковая и этапная в творчестве художника и иконописца. По своему письму и содержанию – она уникальна. Это не список с другой иконы. Это новое изображение праведного Василия с его житием. На иконе не только изображение лика преподобного. Она украшена по периметру 16-ю клеймами, раскрывающими праведную жизнь Василия Павлово-Посадского. 7 августа икона преподобного Василия Павлово-Посадского в обители будет освящена.
Александр Хопкин утверждает, что эта работа изменила его не только в профессиональном плане, но и в духовном. Он стал гораздо требовательнее относиться к себе и к тем произведениям, которые выходят из-под его кисти. Духовная тема давно интересовала и влекла к себе художника. В последнее десятилетие, пожалуй, она стала доминирующей в его творчестве. В настоящее время Александр Хопкин приступил к работе над иконостасом для церкви Покровско-Васильевского монастыря. Иконостас будет состоять из 53-х икон, расположенных в три ряда.